Русский музей
Дополненная реальность

 

Утро помещицы. 1823

Венецианов А.Г.
Дерево, масло
41,5 x 32,5

Русский музей

Аннотация

В картине изображена часть кабинета помещичьего дома с обычной, скромной обстановкой. Через узенькую кромку открытого окна в комнату проникает свет раннего утра. За столом сидит молодая хозяйка в домашнем платье, она дает наказ статным, красивым крестьянкам. Одна из них, став на колено, держит в руке завернутый в красную материю тюк шерсти, другая, прервав разговор обратила внимательный взгляд на зрителя. Художник в образах крестьянок передал их спокойное достоинство – обе девушки в картине не менее значительны, чем молодая помещица. От всей сцены веет мирным покоем и уютом неспешной, размеренной жизни “дворянского гнезда”. Картина Венецианова написана в 1823 году, почти одновременно с “сельскими главами” Онегина. Не являясь в прямом смысле иллюстрацией, “Утро помещицы” своей поэтической атмосферой вызывает прямые ассоциации с бытом и укладом жизни Лариных. По давней традиции считалось, что на картине изображена жена художника Марфа Афанасьевна в комнате дома в Сафонкове.

Биография автора

Венецианов А.Г.

Венецианов Алексей Гаврилович (1780, Москва - 1847, село Поддубье Тверской губ.)
Живописец, жанрист, портретист.
Академик Императорской Академии художеств (1811).
Родился в Москве в купеческой семье. В 1802 переехал в Петербург. С 1807 по 1819 состоял на государственной службе - служил чиновником в Почтовом, а затем Лесном департаментах. Живописью стал заниматься поздно, самостоятельно. Брал уроки у В.Л. Боровиковского, копировал картины в Эрмитаже. Творческую деятельность начал как портретист. В 1807 предпринял издание сатирического журнала, который был запрещен правительством. В 1812-1813 участвовал в создании большой серии карикатур на события войны с Наполеоном. Сделал много рисунков на бытовые темы.
С 1819 - в отставке, полностью посвятил себя живописи. Жил в своем имении Сафонково Тверской губернии. Создал школу, в которую принимал крепостных и детей из бедных семейств. Автор ряда записок об искусстве и о методах преподавания. С 1820-х тема труда и быта крестьян стала главной в его творчестве, он придал крестьянской тематике значение самостоятельного жанра живописи.


© Русский музей 2013-2024