Русский музей
Дополненная реальность

 

Осень на реке Тосно. 1920

Рылов А.А.
Холст, масло
77 х 99

Русский музей

Пост. в 1957 от С. Г. Троупянской, Ленинград

Аннотация

Учеба Рылова в Академии художеств у Архипа Ивановича Куинджи способствовала развитию дарования, но Рылов не стал подражателем знаменитого пейзажиста. В сложной обстановке разнообразных художественных течений в искусстве первой четверти XX века он нашел свое место – мастера реалистического пейзажа с приподнято-романтическим звучанием. «В пейзажах Рылова весь мир пронизан чувством, одушевлен; кажется можно услышать его мысли, понять его язык» – писал один из известных критиков.
Картина отличается сложной композицией, выраженной множеством элементов и деталей, и активными цветовыми моментами. Несмотря на такое богатое разнообразие деревьев художнику удалось уравновесить всю свою пейзажную работу. Течение речки уплывает куда-то вдаль, утягивая за собой мысли созерцателя и уводя его в спокойствие голубых просторов. Его пейзаж олицетворяет спокойствие и беззаботность природы осеннего вечера.

Биография автора

Рылов А.А.

Рылов Аркадий Александрович (1870, с. Истобенское Вятской губ. – 1939, Ленинград)
Живописец, педагог. Учился в Центральном училище технического рисования (1888–1891) в Петербурге, в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (1894–1897) у А. И. Куинджи. В полном смысле слова Рылова можно считать его учеником и последователем. Навсегда сохранил привязанность к романтически приподнятым и обобщающим, целостным образам, эффектам освещения, декоративному пониманию цвета, но при этом точно следовал завету учителя как можно больше работать на натуре.
Участник выставок с 1897: «Мира искусства» (1901, 1902, 1906, 1911), «36-ти художников» (1901, 1902), Нового общества художников (1905–1909), Союза русских художников (1908–1917), Ассоциации художников революционной России (1925, 1926), Общества им. А. И. Куинджи (1926–1929).
Мастерство Рылова достигло зрелости к началу 1900-х. В 1904 появился «Зеленый шум». Над картиной художник работал два года, используя опыт наблюдения натуры и массу этюдов, сделанных в окрестностях Вятки и Петербурга. Современников поразило молодое, радостное чувство, которым пронизан пейзаж. Это образ вечно торжествующей, вечно меняющейся жизни. Динамично пространственное решение – противопоставление сильно приближенного переднего плана и открывающейся за ним необозримой дали. То же радостное чувство и аналогичное пространственное построение отличает картину «В голубом просторе» (1918), где изображены летящие над волнующимся морем белые лебеди. Этот полный веры в жизненные силы образ считается первым советским пейзажем, а Рылов – основоположником советской пейзажной живописи.
Обладал редким педагогическим даром. До революции вел «класс рисования животных» в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств (1902–1917), а после 1917 преподавал в Петроградских государственных свободных художественно-технических мастерских – Высшем государственном художественно-техническом институте (1918–1929, профессор – 1921).


© Русский музей 2013-2024