|
Малевич К.С.
Холст, масло
106 x 106
Русский музей
Пост.: в 1936 от наследников (Ленинград). Передана в 1977 МК СССР
Малевич использует простейшие геометрические фигуры. Взятые в абсолютной „чистоте“, как некая первооснова языка искусства, они равнозначны живописной „формуле“, которая в сознании художника, как, вероятно, в сознании средневекового алхимика, имеет сакральный смысл. Не случайно первый вариант „Черного квадрата“ Малевич выставил на выставке „0,10“, как икону, повесив по русскому обычаю в правом, „красном“ углу.
Икона — знак нового времени — так воспринимали современники „Черный квадрат“, возможно, полагаясь и на собственные высказывания Малевича: „У меня — одна голая, без рамы (как карман) икона моего времени...“. „Черный квадрат“ еще при жизни художника становится неким символом искусства Малевича, а точнее — повествующей о себе на супрематическом языке „творческой религии“.
Малевич Казимир Северинович (1878, Киев, Украина – 1935, Ленинград)
Живописец, график, художник театра, теоретик, педагог. Родился в Киеве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904—1905) и студии Ф. И. Рерберга в Москве (1905–1910). Участвовал в выставках «Бубновый валет» (1910) и «Ослиный хвост» (1912). В 1910-х оформлял книги футуристов, принимал участие в постановке первой футуристической оперы "Победа над солнцем" (1913). Участвовал в организации общества «Супремус» (лат. — наивысший) и одноименного журнала (1916–1917). Был членом общества "Бубновый валет" (1911). В 1918 работал в Отделе ИЗО Наркомпроса. Преподавал в Государственных средних художественных мастерских в Москве (1918), директор Витебского художественно-практического института (1919–1922). В 1920 основал группу УНОВИС («Утвердители нового искусства»). Директор и профессор Государственного института художественной культуры в Ленинграде (1923–1927). В 1927 совершил поездку в Варшаву и Берлин. В 1929–1930 преподавал в Киевском художественном институте. В 1932–1933 руководил экспериментальной лабораторией в Русском музее. Автор пейзажей, жанровых сцен, портретов, кубистических и беспредметных композиций, пространственных структур — «архитектонов» и «планит». Работал в области декоративно-прикладного искусства. Написал брошюры «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм» (1915), «Супрематизм» (1920), «Беспредметный мир» (1927) и другие теоретические исследования и статьи. Крупнейший представитель русского авангарда, основоположник теории супрематизма.