|
Самохвалов А.Н.
Холст, масло
205 x 130
Русский музей
Наделенный острым чувством современности, Самохвалов стремился быть в эпицентре важнейших событий и процессов своего времени, в которых видел романтический пафос созидания.
Строительство метро в середине 1930-х годов было новым явлением в стране, о нем говорили едва ли не всюду, даже сочиняли песни. Самохвалов мечтал запечатлеть строительниц метро в монументальной росписи в технике фрески. Но его мечты не осуществились. В 1937 году Самохвалов на основе одного из листов акварели написал маслом портрет-картину „Метростроевка со сверлом“. Большими обобщенными плоскостями при помощи лаконичного тонального колорита художник достиг монументальной скульптурной пластичности образа. Сила, ясность, красота, душевное и физическое здоровье, внутреннее вдохновение, целеустремленность — таковы черты этого поистине фрескового образа.
„Она, как богиня, и все-таки она наша, русская девчонка“, — так характеризовал „Метростроевку со сверлом“ художник Дейнека.
Ориентация на классические образцы при создании этого образа очевидна: атлетическая фигура метростроевки, ее поза, эффектная драпировка, скрещенные ноги под стать какой-нибудь греко-римской богине. Работая над „метростроевками“, мечтая о фресках, Самохвалов переживал увлечение творчеством Микеланджело, видел в нем „…действительно величайшего художника-революционера, осуществившего в своих произведениях идеал демократии — гармонию мощи духовной с мощью тела“. „Новый человек“ в образе могучей женщины, могущей „коня на скаку остановить“, — одна из актуальных тем в советском искусстве 1930-х годов.
САМОХВАЛОВ Александр Николаевич (1894, Бежецк Тверской губернии — 1971, Ленинград)
Живописец, график, художник театра, иллюстратор, плакатист, скульптор, архитектор и писатель; автор жанровых картин, портретов, пейзажей, натюрмортов. Учился в Бежецком реальном училище у И. М. Костенко, ВХУ при (И)АХ на архитектурном факультете (1914–1918) у В. В. Беляева, Г. Р. Залемана, в ПГСХУМ–ВХУТЕМАС (1920–1923) у К. С. Петрова-Водкина, Д. Н. Кардовского, А. А. Рылова, В. Е. Савинского. Участник выставок с 1917. Член Декоративного института (1920-е). Участник самаркандской экспедиции Института истории материальной культуры (1921). Член объединения "Круг художников“ (1927–1929). Преподавал в ЛВХПУ (1948–1954). Руководитель бригады художников по созданию панно "Хлопок“ для ВСХВ (1935). Заслуженный деятель искусств РСФСР. С 1925 участник международных выставок: Grand Prix в Париже за панно "Советская физкультура“ для Советского павильона (1937), Gran Prix за иллюстрации к "Истории одного города“ М. Е. Салтыкова-Щедрина и золотая медаль за картину "Девушка в футболке“ (1932, ГРМ).