|
Делабарт Ж.
Холст, масло
179875 х 141,3
Русский музей
Пост. в 1931 из Александровского дворца-музея, Детское (Царское) Село, ранее – Аничковский дворец, Петербург
На гравюре подпись: «Вид императорского Коломенского дворца, место рождения Государя императора Петра Первого».
Работа представляет собой пару ко второму виду поля от села Коломенского.
Коломенский дворец (начало строительства 1668), грандиозный деревянный дворец царя Алексея Михайловича, был разобран в 1768 за ветхостью.
При кажущейся сочиненности коломенский диптих остается в кругу документирующих изображений. Оба вида несут приметы реальной топографии Коломенского, трактованной в несколько архаических приемах, восходящих к панорамной картографии. На первом холсте запечатлен вид на север от Екатерининского дворца – по центру обозначена Москва-река, с запада вдали видны избы окрестного «сельца Нагатиньского», за рекой к северу – находившийся в версте от Коломенского Николо-Перервинский монастырь, на реке — наплавной мост, располагавшийся, по старым источникам, против дворца (очевидно, на месте прежнего моста, еще петровского времени, имевшего развод для пропуска судов).
Второй холст представляет вид на юг от Екатерининского дворца в сторону села Дьякова – равнинные дали левобережья. Даже фигуры животных – пасущиеся коровы и лошади, овцы, которых гонит пастух, – не просто традиционный стаффаж, но живые приметы Коломенского. Здесь не было дворов без скота, а для дворцового табуна и стада одновременно с дворцом были выстроены конюшни и скотный двор, которые обслуживали специально назначенные крестьяне: всем им выдавалось жалованье, «а если были женатые, то и женам их назначалось хлеба столько же, сколько и мужьям».
Делабарт Жерар (Около 1730-?)
Французский живописец, пейзажист. Работал в России с 1787 по 1810. Ученик Жан-Мари Вьена. Сведения о нем незначительны и противоречивы, вследствие чего его нередко путали с другими иностранными пейзажистами, работавшими в России. В 1787-1790 выполнил серию видов Царского Села, заказанную императрицей Екатериной II. Настоящую известность приобрел благодаря серии из 16 видов Москвы (1794-1798), позднее гравированной. Особую популярность изображения Москвы приобрели после Отечественной войны 1812 года: во время военных действий многие здания были разрушены и сожжены, и работы Делабарта остались бесценными свидетельствами об утраченном облике города.