|
Делабарт Ж.
Холст, масло
75 х 141
Русский музей
Пост. в 1931 из Александровского дворца-музея, Детское (Царское) Село, ранее – Аничковский дворец, Петербург
Один из первых видов, созданных Ж. Делабартом в Москве, изображает Кремль издали, от Каменного моста. На переднем плане не слишком благообразная часть набережной: откосы, ведущие к реке, не укреплены, на воде – «портомойня» (настил для мытья и полоскания белья). Собака, бросающаяся на кость, собирающие милостыню арестанты в кандалах под охраной солдата, прогуливающиеся дворяне, простолюдины и грузчики составляют пеструю картину городской жизни. Над низким берегом величественно вздымается Боровицкий холм с расположенными на нем кремлевскими постройками.
Ближе всего к зрителю угловая Свиблова (Водовзводная) башня, левее Императорский дворец на аркаде древних подклетов (в начале ХIХ века эта часть Кремля была реконструирована). За дворцом Благовещенский (1484–1489) и Архангельский (1505–1508) соборы, колокольня Ивана Великого (1505–1539). Вдали виднеется здание Воспитательного дома (1771–1781, арх. К. И. Бланк), самая крупная постройка в Москве. Учрежденный по инициативе И. И. Бецкого и распоряжению императрицы Екатерины II, Воспитательный дом был предназначен для воспитания и обучения сирот, беспризорников и подкидышей.
Делабарт Жерар (Около 1730-?)
Французский живописец, пейзажист. Работал в России с 1787 по 1810. Ученик Жан-Мари Вьена. Сведения о нем незначительны и противоречивы, вследствие чего его нередко путали с другими иностранными пейзажистами, работавшими в России. В 1787-1790 выполнил серию видов Царского Села, заказанную императрицей Екатериной II. Настоящую известность приобрел благодаря серии из 16 видов Москвы (1794-1798), позднее гравированной. Особую популярность изображения Москвы приобрели после Отечественной войны 1812 года: во время военных действий многие здания были разрушены и сожжены, и работы Делабарта остались бесценными свидетельствами об утраченном облике города.