|
Делабарт Ж.
Холст, масло
75 х 143
Русский музей
Пост. в 1931 из Александровского дворца-музея, Детское (Царское) Село, ранее – Аничковский дворец, Петербург
Работа является частью панорамы Москвы, исполненной с высокой точки, с балкона императорского Кремлевского дворца. Панорама Москвы была заказана Делабарту императором Павлом I, когда после коронации в апреле 1797 года император осматривал достопримечательности древней столицы. Личное участие Павла I в выборе сюжета было отмечено художником в подписи под гравюрой: «Сей вид и прежние суть наилучшие из сей коллекции понеже его Императорское Величество изъявил чрезмерное желание видеть оные нарисованными».
Залитая солнечным светом Москва со множеством церквей (знаменитые «сорок сороков»), дворцами и общественными зданиями, изгибающейся лентой Москва-реки, легким деревянным Москворецким мостом, внушительным Воспитательным домом (1771–1781, архитектор К. И. Бланк), представляет великолепное зрелище. Часть парапета балкона разобрана, рядом лежат белые блоки строительного камня, что очевидно связано с перестройкой дворца перед коронацией в 1797 году.
Крупным планом изображена часть стены Кремля с Беклемишевской (Москворецкой) башней, слева Благовещенский (1484–1489) и Архангельский (1505–1508) соборы. Замечательная точность, с которой Делабарт изобразил шпили, главки и колокольни церквей, позволяет современным историкам архитектуры восстанавливать местоположение храмов, многие из которых не дошли до наших дней.
Правая часть панорамы – Вид на Москву с балкона Кремлевского дворца в сторону Каменного моста (1798) – написана в следующем году.
Делабарт Жерар (Около 1730-?)
Французский живописец, пейзажист. Работал в России с 1787 по 1810. Ученик Жан-Мари Вьена. Сведения о нем незначительны и противоречивы, вследствие чего его нередко путали с другими иностранными пейзажистами, работавшими в России. В 1787-1790 выполнил серию видов Царского Села, заказанную императрицей Екатериной II. Настоящую известность приобрел благодаря серии из 16 видов Москвы (1794-1798), позднее гравированной. Особую популярность изображения Москвы приобрели после Отечественной войны 1812 года: во время военных действий многие здания были разрушены и сожжены, и работы Делабарта остались бесценными свидетельствами об утраченном облике города.