Русский музей
Дополненная реальность

 

Вид от Ивановской площади в Кремле на Архиерейский дом, Спасскую башню и церковь Николая Гостунского. 1795

Делабарт Ж.
Холст, масло
75 х 141,5

Пост. в 1931 из Александровского дворца-музея Детское (Царское) Село, ранее – Аничковский дворец, Петербург

Аннотация

Картина Делабарта показывает площадь между колокольней Ивана Великого и Спасской башней внутри Кремля, самое древнее место Москвы. Беспристрастный живописец изобразил на переднем плане равнину, покрытую обломками камней. Так выглядела эта часть Кремля после разрушительных изменений, связанных с неосуществленным проектом постройки гигантского Большого Кремлевского дворца, задуманного В. И. Баженовым. В 1771–1773 годах были снесены здания Старых и Новых Приказов (построены в 1675–1680), другие постройки. Слева виден возведенный недавно Архиерейский дом (арх. М. Ф. Казаков, 1776) позднее перестроенный в Николаевский дворец.
Небольшая однокупольная церковь Николая Гастунского в центре композиции (арх. Алевиз Новый, 1506), почитаемая москвичами, уцелела во время пожара Москвы, но была снесена в 1818. Императору Александру I она представлялась «делающей безобразие Кремлю».
Справа виден верх Константино-Еленинской башни. Перед ним пушки, которые были перенесены с Красной площади в 1786. На картине Ф. Гильфердинга «Красная площадь в Москве» (I пол. 1780-х, ГРМ) батарея ещё расположена перед Кремлевской стеной.

Биография автора

Делабарт Ж.

Делабарт Жерар (Около 1730-?)
Французский живописец, пейзажист. Работал в России с 1787 по 1810. Ученик Жан-Мари Вьена. Сведения о нем незначительны и противоречивы, вследствие чего его нередко путали с другими иностранными пейзажистами, работавшими в России. В 1787-1790 выполнил серию видов Царского Села, заказанную императрицей Екатериной II. Настоящую известность приобрел благодаря серии из 16 видов Москвы (1794-1798), позднее гравированной. Особую популярность изображения Москвы приобрели после Отечественной войны 1812 года: во время военных действий многие здания были разрушены и сожжены, и работы Делабарта остались бесценными свидетельствами об утраченном облике города.


© Русский музей 2013-2024