Русский музей
Дополненная реальность

 

Портрет императора Николая II. 1896

Антокольский М.М.
Мрамор
88 х 60 х 37

Русский музей

Пост.: 1924 из Военно-Морского музея (Ленинград)

Аннотация

Николай II Александрович (1868-1918)
Последний российский император, восемнадцатый из династии Романовых. Сын императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, урожденной датской принцессы Дагмары. Вступил на престол 20 октября 1894 года. В его правление, которое характеризовалось быстрым экономическим подъемом и резким обострением социально-политической ситуации в стране, проводился курс на промышленную модернизацию, осуществлялась аграрная реформа, начала работу Государственная Дума. Одновременно наблюдался расцвет культуры, получивший название Серебряного века. Мягкий характер императора не способствовал формированию образа сильной государственной личности.
Ослабление монархической власти происходило на фоне серьезных потрясений: революции 1905-1907 годов, войны с Японией (1904-1905), Первой мировой войны (1914-1918). 2 марта 1917 года, вследствие Февральской революции, император отрекся от престола. Летом того же года он был отправлен в Тобольск, затем перевезен в Екатеринбург и в ночь с 16 на 17 июля 1918 года расстрелян вместе с семьей в доме инженера Николая Ипатьева. В 1998 году его останки были перезахоронены в Петербурге в Петропавловском соборе. 20 августа 2000 года Русская Православная Церковь причислила царскую семью к лику святых как страстотерпцев.

Мраморные бюсты императорской четы Николая и Александры были выполнены Матвеем Антокольским в Париже. Они имели успех и неоднократно повторялись скульптором не только в мраморе, но и в бронзе. Особой выразительностью отличается портрет Александры Федоровны, где техническое совершенство исполнения сочетается с красотой самой модели и редкой проникновенностью образа, граничащей с пророческим предвидением трагической судьбы императрицы.

Биография автора

Антокольский М.М.

Антокольский Марк Матвеевич
(1842, Вильно – 1902, Бад-Гомбург, Германия)

Скульптор.Обучался в Императорской Академии художеств в качестве вольнослушателя у Н.С. Пименова и И.И. Реймерса (1862-1870). В 1871 получил звание академика за статую «Иван Грозный» (гипс, Кенсингтонский музей, Лондон). Жил в Италии (1871-1877) и Франции (1877-1902), ежегодно приезжая в Россию. На Всемирной выставке в Париже был награжден золотой медалью и орденом Почетного легиона (1878). С 1880 – профессор, с 1893 – действительный член Императорской Академии художеств, а также почетный член Парижской, Берлинской и Урбинской Академий художеств. Среди наиболее известных произведений, хранящихся в Русском музее – статуи «Иван Грозный» (1871, бронза), «Христос перед судом народа» (1878, бронза), «Спиноза» (1882, мрамор), «Мефистофель» (1883, мрамор), «Ермак» (1891, бронза); портреты С.П. Боткина (1874, мрамор), И.С. Тургенева (1880, гипс), императрицы Марии Федоровны (1887, мрамор), императора Николая II и императрицы Александры Федоровны (оба – 1896, мрамор). Созданные по его моделям монументы Петру I были установлены в Петергофе, Петербурге, Таганроге, Архангельске.


© Русский музей 2013-2021