|
Судейкин С.Ю.
Холст на картоне, масло
44 х 53,5
Русский музей
Пост. в 1920 из собрания А. А. Коровина, Петроград
Почти одновременно с мотивами галантных празднеств Судейкин открыл для себя и фарфор. Хрупкий и изысканный, он был для художника (и для множества его современников) живым отзвуком ушедших эпох, воплощением идеи хрупкости красоты. Как и в своих ретроспективных жанрах, мастер создает насыщенную романтизмом атмосферу, заставляя оживать нежно переливающиеся крошечные фигурки рокайльных дам и кавалеров, сопоставляя их с изысканными, кажется, тонко пахнущими букетами в вазах и флаконах на фоне загадочно мерцающего зеркала, отражающего бесконечность.
Судейкин Сергей Юрьевич (1882, Санкт-Петербург - 1946, Нью-Йорк)
Живописец, график, иллюстратор, художник театра и кино. Из дворян Смоленской губернии, сын помощника жандармского управления Санкт-Петербурга, в 1883 убитого народовольцами. Учился в МУЖВ3 (1897–1909) у К. А. Коровина и В. А. Серова, в ВХУ при ИАХ (1909–1910) у Д. Н. Кардовского. Участник выставок с 1900, в том числе зарубежных: Париж (1906–1907), Берлин (1907), Венеция (1907). Член и экспонент объединений: "Алая роза" (1904), Союз русских художников (1904–1905, 1907–1909), Московское товарищество художников (1905) "Голубая роза" (1907), "Венок-Стефанос" (1907–1908), "Мир искусства" (1911–1913, 1915–1917, 1921). Сотрудничал в журналах "Весы" (1904–1909), "Аполлон", "Сатирикон" и "Новый Сатирикон". Оформлял спектакли оперной антрепризы С. И. Мамонтова (Москва, 1902/1903). Работал с В. Э. Мейерхольдом в Москве (1911–1917). Как художник-исполнитель и художник-постановщик участвовал в оформлении спектаклей "Русских балетов" Дягилева (1911–1913). Летом 1917 уехал в Крым. В 1919 перебрался в Тифлис, где участвовал в выставке "Малый круг" (1919). В 1920 приехал в Париж; работал художником театра Н. Ф. Балиева "Летучая мышь" и театра "Балаганчик", оформлял балеты труппы Анны Павловой, писал портреты театральных деятелей, участвовал в выставках русских художников (1921). В сентябре 1922 прибыл с театром Н. Ф. Балиева в Нью-Йорк. Вместе с композитором С. Корона организовал кабаре "Подвал падших ангелов". Начиная с 1925 оформлял спектакли "Метрополитен-опера", балеты Анны Павловой, Леонида Мясина, Михаила Фокина, Михаила Мордкина, Джорджа Баланчина. В 1934–1935 исполнил эскизы костюмов к кинофильму "Воскресение" для Голливуда. В 1939–1940 в Лондоне оформлял балетные спектакли театра Ковент-Гарден. Продолжал работать в станковой живописи. Участвовал в выставках русского искусства в Нью-Йорке (1923,1924), Чикаго (1923), Брюсселе (1928), Уилмингтоне (1932). Провел персональные выставки в Нью-Йорке (1924, 1933), в Художественном институте Чикаго (1927/1928), в Институте Карнеги в Питсбурге (1929). Представлен во многих музеях и частных коллекциях США, Франции, России, в том числе в Русском музее.