|
Ломтев Н.П.
Холст, масло
55 х 45
Русский музей
Пост.: 1920-е из ГМФ
3 мая 1606 года Марина Мнишек, невеста Лжедмитрия I, с большой пышностью въехала в Москву. Колесница остановилась в Кремле, у Вознесенского монастыря. Невесту приняла инокиня-царица Марфа (в миру – Мария Нагая), мать царевича Дмитрия, якобы признавшая в Лжедмитрии своего сына. Через пять дней состоялись свадьба и венчание Марины и Лжедмитрия. Однако утром 17 мая ударил набат, возвещавший о восстании. Полуодетая Марина, услышав о смерти мужа, выскочила в сени и далее перебежала в покои, где спряталась у гофмейстерины под пышными юбками. Верный слуга Марины встретил заговорщиков со шпагой в руке и долго сдерживал натиск толпы. Вскоре прибыли бояре и отогнали толпу, приставив к женщинам стражу. Эскиз Николая Ломтева, исполненный свободной кистью и полный романтической экспрессии, запечатлел кульминационный момент сражения за жизнь польской авантюристки, упавшей без чувств на руки своих слуг.
Ломтев Николай Петрович (1816, Ростов Суздальский – 1859, Санкт-Петербург)
Исторический живописец, жанрист. Сын торговца. Учился в Академии художеств (далее ИАХ) под руководством Ф. Бруни (с 1837). На средства отца отправился в Италию (1838), жил в Риме. Совместно с Александром Ивановым писал иконы. Получил звание неклассного художника за картину «Ангелы возвещают небесную кару Содому и Гоморре» (1845, ГТГ). Вернулся в Петербург в 1846 г. Работал на Украине (1858). Участвовал в выставках ИАХ.