|
Корзухин А.И.
Холст, масло
93,5 х 153
Русский музей
Пост.: 1927 из ГМФ
В России, несмотря на официальное православие, продолжали жить языческие обряды, глубоко укорененные в народной среде. «Девичник» - обряд прощания невесты с беззаботной незамужней жизнью - вплоть до XVII века считался придворным. Он устраивался в последний день перед свадьбой, когда совершался очистительный ритуал: невесту мыли в жарко истопленной бане. На полотне Алексея Корзухина представлен момент возвращения из бани. Подруги окружили невесту и с песнями ведут ее домой. Все производимые при этом действия – битье ухватом в медный таз, подметание дороги и т. п. – не случайны. Они носят магический характер и исполняют роль оберега. Художник особое внимание уделил чисто этнографической стороне, показав с высокой документальной точностью богатство и разнообразие русского праздничного костюма.
Корзухин Алексей Иванович (1835, Уктусский завод Екатеринбургского уезда Пермской губернии – 1894, Санкт-Петербург)
Живописец; жанрист, автор картин на религиозные и исторические темы.
Родился в семье горнозаводских крестьян. В детстве был учеником иконописца. Учился в Горном училище в Екатеринбурге и одновременно исполнял частные художественные заказы. В 1857 переехал в Петербург. Учился в Императорской Академии художеств (1858-1863). Участник «бунта четырнадцати» (1863). Член Петербургской Артели художников (с 1863). Академик (с 1868). Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (1871), но активного участия в деятельности товарищества не принимал.