Русский музей
Дополненная реальность

 

Раздолье. 1944

Дейнека А.А.
Холст, масло
204 x 300

Русский музей

Пост. в 1949 через КДИ при СМ СССР, Москва

Аннотация

В последний год войны в суровой палитре Дейнеки появляются радостные краски. Летом 1944 года он завершил начатое еще до войны панно "Раздолье". Великая Отечественная война еще не окончена. Страну от Балтики до Черного моря сотрясает от грома канонад и воя бомбежек. Но ничто – ни грохот войны, ни смерть, ни голод, ни грязь окопов, ни обозы с умирающими, не могут убить влечение людей к истинной красоте.
Яркий солнечный день. В жарком мареве тают белые облака. Неспешно течет река, играя в лучах света разноцветными бликами. За ней лес, поля… – безбрежные русские просторы. На высокий крутой берег выбегает группа девушек. Их загорелые тела, влажные после купания, сияют, золотятся от солнечного света. Кажется, что они мчатся быстрее ветра, вдруг возникают перед восхищенным зрителем, проносятся мимо и исчезают за пределами полотна… Александр Дейнека пишет оду радости жизни. Наполненная солнцем, пронизанная горячим дыханием юности картина стала воплощением надежды и веры в то, что Россия жива, победна, сильна и чарующе прекрасна. А русские девушки подобны античным богиням – стройные, прекрасные, быстроногие. Героини Дейнеки не придуманы, художник находит их в обыденной жизни. Но в то же время каждый образ – воплощение мечты художника о свободном, гармонически развитом человеке – творце прекрасного будущего.
Созданная художником картина воспринимается как радостная песня-гимн мирной жизни на фоне необозримых просторов родной земли.

Биография автора

Дейнека А.А.

Дейнека Александр Александрович (1899, Курск — 1969, Москва)
Живописец, график, скульптор, монументалист, плакатист. Учился в харьковском ХУ (1914–1918) у Р. М. Пестрикова, А. М. Любимова, в ВХУТЕМАС (Москва, 1920–1925 ) на полиграфическом факультете у В. А. Фаворского и Н. И. Нивинского. Член-учредитель объединений ОСТ (1925), "Октябрь“ (1928), РАПХ (1931). Участник выставок с 1924: Первой дискуссионной выставки объединений активного революционного искусства (1924), ОСТ (1925–1928), "Октябрь“ (1928–1930), РАПХ (1931–1932). Руководил секцией ИЗО Губнаробраза (1918), художественной студией при Курском политуправлении (1919–1920). Работал в курском отделении РОСТА, оформлял массовые празднества. В 1930–1960-х участвовал в художественном оформлении станций Московского метрополитена, МГУ на Ленинских горах, Дворца съездов в Кремле. Преподавал в ВХУТЕИН (Москва, 1928 –1930; профессор — 1940). Член президиума (с 1958), вице-президент АХ СССР (1962–1966), академик-секретарь отделения декоративных искусств АХ СССР (1968 –1969).
Герои произведений Александра Дейнеки — молодые люди, в образах которых отразились идеальные представления художника о строителях нового мира — гармонично развитых, сильных, красивых, жизненно активных. Выявить в человеке эти качества мастеру помогают традиции классического искусства с присущим ему культом красоты тренированного тела, подчеркнутой динамичными ритмами композиции.


© Русский музей 2013-2024