|
Малевич К.С.
Холст, масло
57,5 х 49
Русский музей
Пост. в 1936 от наследников, Ленинград. Передана в 1977 МК СССР
Создатель супрематизма Казимир Северинович Малевич, в самом конце 1920-х, после поездки на Запад, проанализировав свою роль в истории изобразительного искусства, совершает невероятный акт, не имеющий в истории аналогов, – реконструкцию собственного творчества в соответствии со своими теоретическими воззрениями на тот период. Малевич выстраивает новую хронологию и создает ряд работ в духе, как он определял, «кубизма», «сезаннизма» и «импрессионизма». Его ученик Эль Лисицкий в июле 1930-го года писал жене: «Он (Малевич) стареет и находится в очень тяжелом положении. Осенью он едет за границу и все пишет и пишет картины, которые намерен выставить, подписывая их 1910-м годом. Жалкое занятие. Он относится к этому очень серьезно и верит, что ему удастся всех одурачить».
Полотно «Яблоня в цвету», написанное в 1930-м году, и имитирующее ранние импрессионистические работы, все же иное. Оно отличается более свободной, размашистой манерой письма, стремительной и артистичной. А самое главное, принципиальное отличие – в цветовом решении, в котором происходит резкая смена теплого колорита на холодный, с главенствующим прохладно-розовым, светло-лиловым и зеленым. Мимолетный взгляд на произведение фиксирует пестроту цветовых пятен, но при более внимательном рассматривании формы принимают знакомые очертания, складываются в понятное изображение, не противореча художественной задаче – передать природный мотив через цветовые отношения. Для пейзажей рубежа 1920–1930-х (среди них и "Яблони в цвету") характерно особое пространственное восприятие и стремительный и прихотливый густой мазок.
Малевич Казимир Северинович (1878, Киев, Украина – 1935, Ленинград)
Живописец, график, художник театра, теоретик, педагог. Родился в Киеве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904—1905) и студии Ф. И. Рерберга в Москве (1905–1910). Участвовал в выставках «Бубновый валет» (1910) и «Ослиный хвост» (1912). В 1910-х оформлял книги футуристов, принимал участие в постановке первой футуристической оперы "Победа над солнцем" (1913). Участвовал в организации общества «Супремус» (лат. — наивысший) и одноименного журнала (1916–1917). Был членом общества "Бубновый валет" (1911). В 1918 работал в Отделе ИЗО Наркомпроса. Преподавал в Государственных средних художественных мастерских в Москве (1918), директор Витебского художественно-практического института (1919–1922). В 1920 основал группу УНОВИС («Утвердители нового искусства»). Директор и профессор Государственного института художественной культуры в Ленинграде (1923–1927). В 1927 совершил поездку в Варшаву и Берлин. В 1929–1930 преподавал в Киевском художественном институте. В 1932–1933 руководил экспериментальной лабораторией в Русском музее. Автор пейзажей, жанровых сцен, портретов, кубистических и беспредметных композиций, пространственных структур — «архитектонов» и «планит». Работал в области декоративно-прикладного искусства. Написал брошюры «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм» (1915), «Супрематизм» (1920), «Беспредметный мир» (1927) и другие теоретические исследования и статьи. Крупнейший представитель русского авангарда, основоположник теории супрематизма.