|
Гильфердинг Ф.
Холст, масло
71 х 107,5
Русский музей
Пост.: 1897 из собрания князя А.Б. Лобанова-Ростовского (Санкт-Петербург)
Во второй половины XVIII века Москва привлекала художников своим национальным колоритом. Виды Москвы этого времени выполнялись в основном по "высоким официальным заказам" мастерами-иностранцами (Ж. Делабарт, Д. Кваренги, Ф. Гильфердинг и др.). Красная площадь составляет одну из древнейших частей Китай-города. Картина "Красная площадь в Москве" является важным историческим и художественным документом эпохи. Кремль еще сохраняет здесь черты крепости: у Алевизова рва видны земляные укрепления, возведенные в петровское время в связи со шведской угрозой. Вдоль него в строгом порядке выстроен ряд пушек. Восстановленная после пожара 1773 архитектором И. Мичуриным Никольская башня имеет еще барочное оформление. Справа — старые одноэтажные торговые ряды. В глубине — здание Главной аптеки и шатровые завершения Воскресенских ворот. Картина Ф. Гильфердинга написана в традициях, основанных на перспективизме русской сценографии. Имевший большой опыт работы в театре (Ф. Гильфердинг работал художником в Петровском театре и в домашнем театре Н. П. Шереметева), художник и свое станковое произведение строит по принципу сценической площадки. В основе изображения лежит четкий рисунок, который затем раскрашивался краской, — этим и объясняется несколько суховатая манера живописи.
Художником написано три вида Красной площади, составляющие круговую панораму, в которую, помимо представленного произведения, входили виды "Покровского собора" (храм Василия Блаженного) и старинной дворянской усадьбы Хрущевых-Селезневых, история которой восходит к началу XVIII века (в настоящее время здесь расположен Государственный музей А. С. Пушкина).
Рисунок композиции "Красная площадь в Москве" находится в ГТГ.
Гильфердинг Фридрих (Федор)
Художник второй половины XVIII в. Работал в России с 1750-х по 1790-е (?).
Австрийский живописец, театральный машинист и декоратор. Приехал в Россию из Вены. Оформлял спектакли совместно с Д. Валериани и А. Перезинотти в придворном театре в Петербурге, Петровском театре в Москве, работал для Останкинского театра Н.П. Шереметева в Москве. Автор городских видов.
В Кат. 1980 время работы художника в России не указано. Установлено на основании дат спектаклей, оформленных Гильфердингом в России.