|
Дерево, темпера
103 x 76,5
Русский музей
Пост. после Выставки памятников древнерусской живописи, организованной Наркомпросом РСФСР в Германии, Англии и Америке в 1929—1932 г.
Происходит из Георгиевской церкви в Новгороде
Сложная композиция иконы построена на сочетании четырех самостоятельных и в то же время связанных друг с другом сцен. В «Воскрешении Лазаря» представлено евангельское чудо Христа, символизирующее грядущее воскрешение из мертвых. Клеймо «Троица Ветхозаветная» — традиционное изображение одного из великих праздников христианской церкви, символ триединства Божества, выраженный в образе трех странников, посетивших дом Авраама и Сарры. В «Сретении» изображается сцена встречи впервые принесенного в Храм младенца Христа с предсказавшим его явление старцем Симеоном Богоприимцем. Иоанн Богослов — апостол и евангелист — показан в момент божественного озарения, диктующим слова Нового завета своему ученику Прохору. Произведению свойственна удивительная, сказывающаяся во всем соразмерность. Она дает себя знать и в мажорном звучании как бы светоизлучающих красок, и в смелом динамическом построении композиции, и в законченности и виртуозности рисунка. Сцена «Воскрешение Лазаря» полна движения. Здесь все построено на контрастах, усиливающих эмоциональность воздействия. Резкость диссонирующих ритмов, в частности как бы взметнувшихся навстречу друг другу горных вершин, оттеняется отчетливым сопоставлением основных цветовых масс: оранжево-теплой и зеленовато-холодной; при этом особенно выразительно звучит киноварный плащ припавшей к ногам Христа сестры Лазаря — Марии. Христос помещен среди своих учеников и почти не выделен, только тревожный ритм складок его одежд подчеркивает значение Его образа. Композиция «Святая Троица» более уравновешена. Но и в ней чувствуется противопоставление диагональных линий и округлых форм выделенного размером среднего ангела. В «Сретении» необычайно активны абрисы фигур и групп, усилены паузы между ними. Сцена «Иоанн Богослов и Прохор на острове Патмос» поражает монументальностью форм, предельным лаконизмом, неожиданной динамикой горных вершин. Колорит иконы построен на желтой охре, киновари, коричневом бакане, многообразных оттенках зелени и золоте (фон, золотая ассистка узоров). Все особенности произведения, в частности, ярко выраженные архитектоничность и цветовая гармония, характерны для новгородской иконописи XV века, когда она достигла своего самого высокого расцвета. Икона раскрыта в 1919 году в Новгороде.