|
Дионисий и мастерская,
Дерево, паволока, левкас, темпера
137,5 х 99,5 х 3
Русский музей
Пост. в 1962 из Кирилло-Белозерского музея-заповедника
Происходит из местного ряда иконостаса Рождественского собора Ферапонтова монастыря
Происходит из местного ряда иконостаса Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Иконография памятника восходит к варианту, представленному известной иконой конца XIV века из Воскресенского собора города Коломна под Москвой. В центре сложной многочастной композиции — сияющая золотыми одеждами фигура воскресшего Христа — победителя смерти. Под ногами Спасителя черная разверзшаяся пещера ада, с корчащимися в ней бесами, чьи фигуры напоминают темные дымные облака. Христа окружает голубое сияние славы, заключающее двенадцать ангелов, которые длинными копьями поражают бесов, олицетворяющих пороки. В руках у ангелов белые сферы с обозначением добродетелей. По-видимому, икона отразила особый интерес ее создателя к проблемам духовного самосовершенствования и связанными с ними трудами восточных аскетов, особенно, с "Лествицей" — прославленным сочинением монаха и подвижника Иоанна Синайского (VI в.). Не исключено также, что образы бесов-пороков, побеждаемых ангелами-добродетелями, возникли под влиянием широко известного на Руси "Жития Василия Нового" (X в.), в котором подробно описаны видения Страшного Суда, Рая и адских мук, борьба ангелов с демонами за спасение человеческих душ, а порокам противопоставлены добродетели. Не исключено, что эта иконографическая особенность иконы объясняется тем, что образ предназначался для монастырского храма, убранство которого создавалось в то время, когда Русь жила ожиданием близкого Страшного суда.
Дионисий (ок. 1440 – до 1508)
Иконописец, мастер фресковой росписи.
Работал в московском Успенском соборе (1481), расписывал храмы в Чигасовом монастыре в Москве, Пафнутьево-Боровском и Иосифо-Волоколамском монастырях (для последнего написал около 90 икон).
Принадлежал к званию "детей боярских", то есть находился на государевой службе. Главное сохранившееся произведение мастера – стенопись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, где он работал в 1500–1502 "со своими чада" – сыновьями Владимиром и Феодосием. Искусство Дионисия развивало рублевские традиции, внося в них особый вклад.
С именем Дионисия связан расцвет живописи конца XV – начала XVI веков. Благодаря ему московская школа заняла главенствующее положение в русской живописи.