|
Бакст Л.С.
Бумага, гуашь, графитный карандаш, бронзовая краска
31,2 x 22,8
Русский музей
Пост. в 1913 от автора, Санкт-Петербург
Эскиз костюма к мимодраме-балету Рихарда Штрауса „Легенда об Иосифе Прекрасном“. Антреприза Сергея Дягилева. Гранд-Опера, Париж, 1914
Русские сезоны 1909–1914 годов — время триумфального шествия русского балета по европейским сценам и время высшего расцвета творческого дарования Льва Бакста — театрального декоратора. Он работал над эскизами декораций и костюмов, писал сценарии, участвовал в разработке хореографии. „Париж был пьян Бакстом“, — вспоминал известный критик Андрей Левинсон. Балетом „Легенда об Иосифе Прекрасном“ открывался Русский сезон в Париже 1914 года. Сочинил балет по заказу Дягилева и принял участие в работе над сценарием австрийский композитор Штраус. В основу спектакля был положен постановочный план неосуществленного балета Клода Дебюсси „Празднества“, составленный Александром Бенуа (1912). Сверкающая золотом декорация зала дворца Пентефрия была исполнена известным испанским художником Хосе Марией Сертом. Костюмы были заказаны Баксту. Они отличались глубокой оригинальностью и были выдержаны в стиле итальянского Возрождения. „Блеск и роскошь восточных красок как бы пройдут сквозь призму художественного миросозерцания эпохи Возрождения“, — говорил художник. Костюмы Бакста представляли собой яркое живописное зрелище. Они потрясали воображение зрителей своим силуэтом и ярким цветовым решением, основанным на сочетании красных, зеленых, оранжевых, лиловых и черных цветов. Особенно много было использовано в постановке красных костюмов, которые придавали спектаклю особую торжественность. К последним относится костюм Гостя.
Бакст Лев Самойлович (Розенберг Лейб-Хаим Израилевич) (1866, Гродно – 1924, Париж)
Живописец, график, театральный художник.
Академик Императорской Академии художеств (с 1914).
Учился в Академии художеств у К.Б. Венига (1883-1887, курс не окончил) и в Париже у А. Эдельфельта (1893-1896). Занимался акварелью под руководством Альб.Н. Бенуа. В 1890-е сблизился с А.Н. Бенуа, К.А. Сомовым и другими художниками, впоследствии создавшими объединение "Мир искусства". В 1890-е работал в Германии, Италии, Испании, Франции, Северной Африке.
С 1902 работал для театров Петербурга. В 1906-1910 руководил художественной школой Е.Н. Званцевой в Петербурге. С 1910 жил в Европе. Художественный директор антрепризы С.П. Дягилева в Париже (с 1911), затем художник Парижских театров.
Автор многочисленных живописных и графических портретов, сюжетных картин, пейзажей и декоративных панно. Благодаря "Русским сезонам" завоевал громкую славу как художник-декоратор. Опубликовал ряд полемических статей об искусстве, театре, педагогике и эстетике быта.