|
Головин А.Я.
Фанера, темпера
79 х 115
Русский музей
Пост. в 1919 из собрания П. П. Сувчинского, Петроград
Эскиз декорации III действия оперы Александра Даргомыжского „Каменный гость“. Мариинский театр, Санкт-Петербург, 1917
Дон-Жуан“ Мольера – первая совместная работа Всеволод Мейерхольда и Александра Головина на сцене Императорского театра в Петербурге. Художник и режиссер воссоздали атмосферу пышной праздничности „надушенного, раззолоченного версальского царства“. Спектакль был решен в духе придворного театра времен Людовика XIV – без занавеса, с суфлерами на глазах у зрителей, светом в зале. Художник знал и любил актеров Александринки и работал в расчете на определенного исполнителя. Его великолепные костюмы помогали актерам легко и естественно вживаться в сценические образы.
Головин Александр Яковлевич (1863, Москва –1930, Детское Село (г. Пушкин))
Живописец, график, театральный художник, портретист, автор пейзажей и натюрмортов.
Действительный член Императорской Академии художеств (с 1912).
Народный артист РСФСР (1928).
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И.М. Прянишникова, В.Е. Маковского и В.Д. Поленова (1881-1889), в академии Ф. Коларосси (1889) и мастерской Витти (1897) в Париже. Во второй половине 1890-х путешествовал по Италии, Испании.
Член обществ "Мир искусства", "Союз русских художников". Оформлял ряд жилых и выставочных интерьеров, а также фриз гостиницы "Метрополь" в Москве. Художник Русской частной оперы С.И. Мамонтова (с 1897), антрепризы С.П. Дягилева, театров Москвы и Петербурга, главный декоратор Императорских театров (1899-1917). Работал в содружестве с В.Э. Мейерхольдом (1908-1917), К.С. Станиславским и другими режиссерами.
Один из реформаторов и крупнейших мастеров русского театрально-декорационного искусства. С его именем связан целый период в развитии отечественной театральной культуры. Обладал редкой сценической интуицией, острым чувством стиля и неисчерпаемой фантазией. Всегда стремился к единому художественному решению спектакля.