|
Алексеев Ф.Я.
Холст, масло
63 х 103
Русский музей
Начало работы над серией московских видов относится к 1800, когда Ф.Я. Алексеев на средства Кабинета Е. И. В. [Его (Ее) Императорское Высочество] во второй половине сентября был командирован в Москву. Эта и две другие картины ("Площадь в Московском Кремле" и "Площадь перед Успенским собором в Московском кремле"), очевидно, были написаны художником в Петербурге на основании эскизов, сделанных в Москве. В 1810 она была подарена самим художником императору Александру I. За эту картину Ф.Я. Алексеев получил от императора бриллиантовый перстень.
Одноименный вариант 1815 - в ГИМ (Государственный Исторический музей. Москва)(№ 70156/К-260, 80 х 106), недатированный - в ГМИИ им. А.С.Пушкина (№ 2443; 80 х 111). Еще один вариант большего размера находился в ГМЗ „Гатчина" (утрачен во время ВОВ). Известно, что Алексеев исполнял подобные виды для княгини Голицыной и повторял для ИАХ.
Алексеев Федор Яковлевич (1753 (4?), Санкт-Петербург – 1824, Санкт-Петербург)
Живописец. Один из основоположников русского городского пейзажа. Родился в Санкт-Петербурге в семье сторожа Академии наук. Учился в гарнизонной школе. По прошению отца поступил в Императорскую Академию художеств (1766). Во время учебы в Академии в 1767 году был в числе учеников класса орнаментальной скульптуры, которым руководил Луи Роллан, а затем занимался живописью у Г. Фандерминта и А. Перезинотти по классу плодов и цветов, затем – по пейзажному классу. Пенсионер Академии художеств в Венеции (1773–1777), где учился у перспективистов Д. Моретти, позднее П. Гаспари. Там же совершенствовался как театральный художник и пейзажист. В 1790-х гг. выступил с пейзажами Петербурга, за которые получил звание академика (1794). В это же время Екатерина II заказала Алексееву копии картин А. Каналетто, Б. Белотто. В 1795 году был командирован на юг России и в Крым для зарисовки мест, которые в 1787 году посетила Екатерина II. Среди работ этого периода – «Вид города Николаева», (1797–1800, Русский музей). С 1799 живописец при Дирекции Императорских театров. В 1800 по указанию Сената был отправлен в Москву для написания городских видов. Советник Императорской Академии художеств (с 1802). Преподавал в классе перспективной живописи Академии художеств (с 1803 до конца жизни). В 1800–1810-х гг. создал новую серию петербургских пейзажей, среди которых – «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794, Русский музей).