|
Сомов К.А.
Бумага на холсте, гуашь, акварель, бронзовая краска, графитный карандаш
49,5 х 34,1
Русский музей
Начало работы над «Волшебством» относится ко времени первого пребывания Сомова в Париже в 1898 году, куда он был приглашен супругами Бенуа и где тогда находились Леон Бакст, Евгений Лансере, Анна Остроумова-Лебедева. Город и его окрестности, замечательные музеи и знаменитые антикварные лавочки закрепили в молодом художнике интерес к искусству «галантного» XVIII» века. Работа над гуашью длилась целых четыре года. Отсюда продуманность композиции со свойственной ей уравновешенностью, изысканностью и элегантностью, но при этом некоторой манерностью и отчужденностью образа.
“Волшебство” изображает дальний луговой пейзаж, центр которого занят стрижеными деревьями в кадках, а в дали у реки – беспечная сцена отдыха кокетливых дам и кавалеров. На переднем плане - дама в кринолине со зловещим, мертвенным лицом и ярко-красными губами. От ее змеиной улыбки, веет смертью ядовитых цветов. Она впивается в нас своими маленькими раскосыми глазами, словно для того чтобы перелить в себя новые силы для нового бытия, но остается призраком с окоченевшим сердцем и холодной кровью. Над собою она держит чародейное зеркало, в глубине отражения которого сплетаются обнаженные человеческие тела, охваченные огнем. За зеркалом видна полуожившая садовая статуя, поддерживающая тяжелый зеркальный овал. Вся это фантасмагория, в которой происходят сложные взаимоотношения между мирами, обрамлена как в раму трельяжной аркой, оплетенной гирляндами мертвенно белых роз и образующей в картине еще один пространственный слой.
«Думается, вот здесь, в этой фантастической декорации, наполненной благоуханием драгоценных ароматов, родилось искусство Сомова, отсюда оно призвано колдовать мир», писал один из художественных критиков той эпохи.
Сомов Константин Андреевич (1869, Петербург – 1939, Париж)
Живописец, рисовальщик, акварелист, мастер книжной графики.
Академик Императорской Академии художеств (с 1914).
Родился в Петербурге. Учился в Академии художеств у В.П. Верещагина, П.П. Чистякова (1888-1897), в мастерской И.Е. Репина (с 1894). Под влиянием кружка А.Н. Бенуа оставил занятия в Академии. Занимался в Академии Ф. Коларосси в Париже (1897-1899). Член-учредитель общества "Мир искусства", член "Союза русских художников" (1903-1910). В 1917 получил охранную грамоту на свою коллекцию картин, рисунков и фарфора. В 1923 в составе группы петроградских художников уехал в США. В 1925 переехал во Францию и поселился в Гранвилье (Нормандия).
Художник-ретроспективист, нашел свой идеал в образах XVIII века. Маслом и акварелью писал небольшие картины из жизни дворянского мира эпохи ампира и рококо. Исполнил ряд статуэток из фарфора.