|
Васнецов В.М.
Холст, масло
268 х 400
Русский музей
Пост.: 1910 из Комитета по сооружению православного собора в Варшаве (С.-Петербург)
Православный собор во имя одного из покровителей Дома Романовых, благоверного князя Александра Невского, был заложен в центре Варшавы по проекту архитектора Леонтия Бенуа в 1894 году и торжественно освещен в 1912-ом. В оформлении собора, отличавшегося богатством и разнообразием отделки, принимали участие выдающиеся русские художники, включая Виктора Васнецова и Андрея Рябушкина. Собор снесли в 1924-1926 годах как символ русского владычества в Польше, а уцелевшие фрагменты отделки попали в православные церкви Польши и Белоруссии. Полотно «Отечествие» с изображением Святой Троицы, исполненное Виктором Васнецовым как оригинал для мозаики, позднее уничтоженной, дает представление о монументальном церковном стиле эпохи двух последних Романовых, в котором традиционные академические формы сочетались с элементами модерна.
Васнецов Виктор Михайлович (1848, село Лопиял Вятской губернии – 1926, Москва)
Живописец, график, монументалист, автор картин на исторические и жанровые темы, церковных росписей, иллюстратор, художник театра. Сын сельского священника. Брат А.М. Васнецова. С 1858 до середины 1867 учился в Духовном училище, потом в семинарии в Вятке. В 1867–1868 учился в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И.Н. Крамского, в 1868–1874 (с перерывами) в Императорской Академии художеств у П.П. Чистякова, П.В. Басина, В.П. Верещагина. В 1876–1877 совершил поездку в Париж. С 1878 жил в Москве. С начала 1880-х принимал участие в деятельности Абрамцевского кружка. Экспонент выставок Товарищества передвижных художественных выставок, Союза русских художников, Московского общества любителей художеств, «Мир искусства» и др. Автор росписей во Владимирском соборе в Киеве (1885–1896), картонов для мозаик Русской церкви в Дармштадте (1899–1901), храма Воскресения Христова в Петербурге (1893–1901), собора Александра Невского в Варшаве (1906–1911). По его проектам построена церковь в Абрамцеве (1881–1882), фасад Государственной Третьяковской Галереи (1900). Действительный член Императорской Академии художеств (с 1893, в 1905 отказался от звания).