Русский музей
Дополненная реальность

 

Перенесение иконы Владимирской Божьей матери в 1395 году. 1851

Чернецов Г.Г.
Холст, масло
51 х 76,5

Русский музей

Аннотация

В канун "бунта четырнадцати" и эры передвижников Г.Г. Чернецов вновь обращается к опытам исторической живописи. Он посвящает свое полотно важному событию в истории Руси конца ХIV века, связанному с древним чудотворным образом, величайшей святыней России – Владимирской иконой Божией Матери. Владимирская икона Божией матери, по преданию, написана евангелистом Лукою на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет». И эта благодать постоянно пребывает с ее иконой, проявляясь в бесчисленных чудотворениях. В летописях сообщается, что образ был привезен из Константинополя и помещен около 1130 в монастыре в Вышгороде. В 1155 Андрей Боголюбский перенес его во Владимир и поместил в Успенском соборе, где "она прославилась многочисленными чудотворениями", и стала почитаться как покровительница Владимиро-Суздальской земли.
В конце XIV столетия начинается новый этап в истории Владимирской иконы Божией Матери, о котором поведал художник в своем произведении. В 1395 Тамерлан в ходе тимуридо-ордынской войны вторгся в южные пределы русских княжеств: разорил рязанское княжество и взял город Елец. По указанию Великого князя Василия Дмитриевича, который отправился со своим войском навстречу Тамерлану, 26 августа 1395 Владимирскую икону Божией Матери торжественно перенесли в Москву. В тот самый час Тамерлан увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена (Матерь Божия, великая Защитница христиан) и повелела ему оставить пределы Руси. В этот же день, по преданию, Тамерлан покинул пределы русских земель. В память об этом чуде был учрежден праздник Сретения иконы Богоматери Владимирской. После этого икона вернулась во Владимир. Окончательное перенесение образа из Владимира в Москву произошло в 1480, его поместили в новом Успенском соборе. Икона становится главным чудотворным образом Московского государства, его покровительницей и заступницей. По традиции у Владимирской иконы Божией Матери русские цари венчались на царство.

Биография автора

Чернецов Г.Г.

Чернецов Григорий Григорьевич (1802, село Лух Костромской губернии - 1865, Санкт-Петербург)
Живописец, рисовальщик, акварелист, литограф; пейзажист, портретист, работал в жанре интерьера. Старший брат художников Н. Г. и П. Г. Чернецовых. С 1819 учился в ИАХ у А. Г. Варнека, М. Н. Воробьева и С. Ф. Галактионова. С 1822 — пенсионер ОПХ. Академик (1831). Состоял на службе при Кабинете его императорского величества в должности придворного живописца. В 1838 с Н. Г. Чернецовым путешествовал по Волге. В 1840-1843 вместе с ним же совершил поездку по Италии, Египту, Ближнему Востоку.


© Русский музей 2013-2024