|
Липгарт Э.К.
Холст, масло
64,5 х 53,5
Русский музей
Во втором этаже Михайловского дворца Росси создал блестящую анфиладу парадных помещений, убранных зеркалами, лепкой, росписями, шелками, наборными паркетами и резной золоченой мебелью. Среди всего этого великолепия особое место занимала Вторая парадная гостиная, которую также называли Белоколонным залом или Белой столовой. В ней хозяйка дворца, великая княгиня Елена Павловна, регулярно устраивала литературно-музыкальные вечера, на которых блистали талантами русские и европейские знаменитости (Ф. Лист, Г. Берлиоз, А. Г. Рубинштейн и многие другие). Салон великой княгини Елены Павловны на протяжении многих лет был одним из важнейших культурных центров столицы. Во многом благодаря этому обстоятельству Вторая парадная гостиная избежала участи остальных парадных залов. В 1896–1897 годах их декоративная отделка серьезно пострадала в процессе приспособления помещений под экспозицию Русского музея императора Александра III, но в гостиной убранство сохранилось полностью до сих пор.
Белый (Белоколонный) зал Михайловского дворца (1825), наряду с Главным вестибюлем – единственные помещения, сохранившие свое первоначальное убранство.
В зале сохранилось не только живописное и скульптурное убранство, но и предметы мебели, а также произведения декоративно-прикладного искусства. Росписи зала, лепка, наборный паркет, мебель, люстры и торшеры – все выполнено по рисункам К. И. Росси. Вместе с ним над оформлением зала работали скульптор С. С. Пименов и живописцы итальянского происхождения А. Виги и Дж. Б. Скотти. Последователь крупнейшего монументалиста Италии Д. Б. Тьеполо, А. Виги одним из первых в России начал писать аллегорические фигуры клеевыми красками по искусственному мрамору, по праву считаясь непревзойденным мастером в этой технике. По замыслу К. И. Росси Антонио Виги представил на стенах Белого зала сцены на сюжеты из гомеровских поэм "Илиада" и "Одиссея". Изображенные на стенах зала сцены называются: "Парис и Елена", "Прощание Гектора с Андромахой", "Ахиллес при дворе царя Ликомеда", "Одиссей и Пенелопа". Белый зал расценивался современниками как непревзойденный образец зодчества.
Липгарт Эрнест Карлович (1847, Дерпт – 1932, Ленинград)
Живописец, гравер; автор картин на религиозные и мифологические сюжеты, декоративных росписей, портретов, копий с произведений классических мастеров. Сын искусствоведа и коллекционера К.Э. Липгарта. До 1860 жил в Дерпте, где брал уроки рисования у В. Крюгера. Совершил вместе с отцом поездку по городам Германии и Северной Италии (1860–1862). Учился в флорентийской АХ (с 1863) и у немецкого живописца Франца фон Ленбаха, с которым путешествовал по Испании (1866–1868), исполняя копии с Джорджоне, Веласкеса и Мурильо по заказу немецкого коллекционера графа А. фон Шака. Жил в Париже (1873–1886), где приобрел известность как рисовальщик, исполнив портреты знаменитых современников. Принимал участие в деятельности Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников в Париже. Жил в Санкт-Петербурге (с 1886). Преподавал рисование в Обществе Поощрения Художников (1885–1896). Академик (с 1893), действительный член ИАХ (с 1902). С 1906 (с 1908 – официально) состоял на службе в Императорском Эрмитаже. Участник выставок (с 1885).