Русский музей
Дополненная реальность

 

Семейный портрет. 1911

Кончаловский П.П.
Холст, масло
179 x 239

Русский музей

Пост в 1980 от М.П. Кончаловского, сына художника, Москва

Аннотация

Изображены жена художника, Ольга Васильевна Кончаловская (урожденная Сурикова, 1878–1958), дочь Наталья Петровна (1903–1988) – писательница и сын Михаил Петрович (1906–2000) – художник. Портрет написан вскоре после возвращения художника из путешествия по Испании, оказавшего огромное воздействие на формирование Кончаловского-живописца. О том, как воплотились испанские впечатления в этом портрете, написал сам художник: "Для меня Испания – это какая-то поэма черного и белого... Все время, пока я жил в Испании, меня преследовала мысль овладеть искусством упрощенного синтетического цвета. Эту же задачу я решил в портрете жены и детей 1911 года. В нем доминируют два цвета: черный и белый. Как ни сильно даны в портрете красный и зеленый, они играют строго подчиненную роль, их дело – только подчеркнуть звучность двух основных нот портрета. Введенная в фон китайская картина служит аккомпанементом этим основным тонам". Вместе с тем наиболее близким истоком примитивистского гротеска, ощутимого в этом произведении, остается ярмарочная фотография, столь любимая мастером "Бубнового валета".

Биография автора

Кончаловский П.П.

Кончаловский Петр Петрович (1876, Славянск Харьковской губ. – 1956, Москва)
Живописец; портретист, пейзажист, автор натюрмортов, картин бытового жанра.
Родился в Славянске (Харьковская губерния). Учился в Рисовальной школе в Харькове, в вечерних классах Строгановского центрального художественно-промышленного училища в Москве, в академии Р. Жюльена в Париже (1897–1898), затем в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в Петербурге (1898–1905). Посещал занятия в мастерской К. А. Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (до 1909). Испытал влияние П. Сезанна. В 1910-е годы художника привлекала грубоватая лаконичная живопись провинциальных вывесочников и яркие росписи трактирных подносов. Укрупнить, огрубить, но сделать каждую вещь плотной и крепкой – вот задача молодого Кончаловского в его многочисленных натюрмортах. И человека художник видел почти по-вывесочному огрубленно, цельно и мощно: «Портрет художника Г. Б. Якулова» (1910), «Семейный портрет» (1912), «Портрет матадора» (1913).
Один из организаторов первой выставки «Бубновый валет» (1910), участник всех выставок одноименного общества (1912–1927). Член-учредитель общества «Московские живописцы» (1924–1925). В работах 1920-х исчезает «бубнововалетский» схематизм формы и цвета; живопись, оставаясь полнозвучной и яркой, обретает колористическую тонкость, сложное богатство переходов и внутренних контрастов холодного и жаркого цвета. Свой могучий живописный темперамент, радостное приятие жизни Кончаловский донес, сквозь все сложности жизни, до последних своих работ.


© Русский музей 2013-2021