|
Дерево, темпера
147 x 113,5 x 3,8
Русский музей
Композиция средника иконы сложилась под влиянием литургических и гимнографических текстов, в которых включаются прообразовательные символы пророчеств Ветхого завета. Поэтическим языком песнопений Богоматерь наделяется символическими эпитетами.
Восседающую на троне Марии окружают одиннадцать фигур пророков, протягивающих Богородице развернутые свитки с текстами своих пророчеств, посвященных чуду воплощения Христа, и атрибуты-символы, с которыми она сравнивается в этих ветхозаветных текстах: Аввакум изображен с горой "приосененной", Иезекииль — с закрытыми вратами, Иеремия — с каменной скрижалью Завета, Иаков — с лествицей, Аарон — с цветущим жезлом, Гедеон — с руном, Моисей — с горящей купиной, Даниил — с горой, Давид — с ковчегом, Исайя — с клещами. Внизу — коленопреклоненный Валаам, месопотамский чародей, указывающий на звезду. В изображения всех прообразовательных символов включены голубые медальоны с образом Богоматери. Пророки прославляют ее как святой "предуготовленный престол", "храм одушевленный", "чертог бессмертия", "скинию богоукрашенную", "вместилище Бога невместимого". Полуфигура Спаса Эммануила над ней — символ воплощенного Христа Предвечного. Ветви голубых побегов, окружающих Богоматерь и Спаса, напоминают о Древе Иессеевом (Ис. 11: 1) и соответствуют многочисленным поэтическим уподоблениям Христа Древу Жизни, а Богоматери — лозе виноградной, раю цветущему. Древо Иессеево символизировало единство Ветхого и Нового Заветов, а прославление Богоматери — "посредницы закона благодати ... яснейшему исполнению всякого пророчества" — раскрывало основной догмат новозаветной церкви о вочеловечившемся Боге.
Вокруг центрального изображения в 24-х клеймах иллюстрируется торжественный гимн в честь Богоматери, который исполняется на службе в субботу пятой недели Великого поста. Его автором считают Романа Сладкопевца. Первые 12 сцен воспроизводят традиционные евангельские события, последующие написаны на тексты гимна.