|
Дионисий и мастерская,
Дерево, темпера
141,2 x 105,7 x 3
Русский музей
Пост. в 1962 из Кирилло-Белозерского музея-заповедника Происходит из местного ряда иконостаса Рождественского собора Ферапонтова монастыря
Богоматерь Одигитрия (греч. – Путеводительница) изображена с младенцем Христом на руках, который правой рукой благословляет предстоящих, а в левой держит свиток. Образ, олицетворяющий земную церковь, представляет собой наиболее торжественный, царственный образ Богоматери и Спасителя. По преданию, первая икона Одигитрии была написана евангелистом Лукой во время земной жизни Богородицы. Изображение восходит к прославленной византийской иконе, хранившейся в Константинополе, в монастыре Одегон. На Руси в течение веков сложилось множество вариантов изображения Богоматери, отличающихся в деталях друг от друга и сохраняющих общую строгость и величие.
Иконы почитались покровительницами русского государства и его воинства, и поэтому многократно копировались.
Это один из самых выдающихся памятников древнерусского искусства, отличающийся строгим изяществом и утонченностью живописи. Икона находилась в так называемом местном (нижнем) ряду иконостаса церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (Вологодская обл.), все живописное оформление которого объединено темой прославления величия и милосердия Богородицы.
Дионисий (ок. 1440 – до 1508)
Иконописец, мастер фресковой росписи.
Работал в московском Успенском соборе (1481), расписывал храмы в Чигасовом монастыре в Москве, Пафнутьево-Боровском и Иосифо-Волоколамском монастырях (для последнего написал около 90 икон).
Принадлежал к званию "детей боярских", то есть находился на государевой службе. Главное сохранившееся произведение мастера – стенопись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, где он работал в 1500–1502 "со своими чада" – сыновьями Владимиром и Феодосием. Искусство Дионисия развивало рублевские традиции, внося в них особый вклад.
С именем Дионисия связан расцвет живописи конца XV – начала XVI веков. Благодаря ему московская школа заняла главенствующее положение в русской живописи.