|
Удальцова Н.А.
Холст, масло
134 x 116
Русский музей
Среди мастеров своего поколения Удальцова оказалась наиболее восприимчива к французскому кубизму, хотя некоторые произведения этого периода, такие, например, как "Ресторан", традиционно считаются характернейшими образцами русского кубофутуризма – с четко выявленной веерообразной композицией, тяготеющей к объемно-пространственной структуре кубизма, с введением в живопись текстовых фрагментов, которые должны, по замыслу художницы, вызывать у зрителя череду ассоциаций и ощущений, связанных с жизнью большого города, его шумом и учащенным ритмом, быстрой сменой впечатлений, что, безусловно, явилось данью итальянскому футуризму.
Удальцова (Прудковская) Надежда Андреевна (1886, Орел -1961, Москва)
Живописец, график; автор портретов, натюрмортов, пейзажей.
Родилась в Орле. Училась в частной студии К. Ф. Юона в Москве (1905), в студии К. Киша (1909) в Москве, в академии «La Palette» (1912–1913) в Париже у Ж. Метценже, А. де Сегонзака, А. Ле Фоконье. Регулярно посещала студию «Башня» в Москве (1913). Участвовала в выставках «Бубновый валет», «Первой футуристической картин "Трамвай В"» (1915), «Последней футуристической картин "0, 10"» (1914–1915). Член группы К. С. Малевича «Супремус» (1916–1917). Прошла классический авангардный путь от кубизма – в его аналитической и синтетической стадиях – к беспредметному искусству.
Преподавала в Государственных свободных художественных мастерских – Высших художественно-технических мастерских – Высшем художественно-техническом институте (1918–1930) и в этот же период в московском Текстильном институте. Работала в Институте художественной культуры (1920–1921). Член общества «Московские живописцы» (1925), Общества московских художников (1927–1928). К середине 1920-х годов перешла в своем станковом творчестве к своеобразному экспрессионизму, колористически сдержанному, полному внутренней пластической динамики – живопись и графика, связанные с поездками на Урал (1926–1928), Алтай (вместе с мужем, художником А. Д. Древиным, 1929), в Армению (1933–1934). Позднее создавала и программные соцреалистические вещи (серия портретов военных летчиков, 1941–1945). В 1940–1950-е вела замкнутый образ жизни, продолжая работать в основном над натюрмортами и портретами.