Русский музей
Дополненная реальность

 

Портрет А.Я. Таирова. 1918–1919

Лентулов А.В.
Холст, масло
104,7 x 99

Русский музей

Пост. в 1929 г. из ГТГ

Аннотация

А.В.Лентулов — один из ведущих живописцев "Бубнового валета". Портрет режиссера А. Я. Таирова создавался художником в первые годы революции. Манера, в которой написан портрет, особенности в трактовке образа сближают его с известными портретом киноактрисы А.С.Хохловой (1919) и "Автопортретом со скрипкой" (1919) из собрания Государственной Третьяковской галереи. Замысел написать портрет Александра Яковлевича Таирова (1885—1950), энтузиаста и искателя, экспериментатора в театральном искусстве, возник у Лентулова не случайно — с Таировым художника связывала многолетняя совместная работа в Камерном театре. В первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции, которые явились периодом творческой активности как для Лентулова, так и для Таирова, их сотрудничество продолжается: Таиров большое значение придавал декорациям, и яркая звучность, динамизм и экспрессия живописи Лентулова, несомненно, оказались созвучными творческим замыслам режиссера. Портрет А.Я.Таирова написан Лентуловым в острой динамичной манере, выразившейся в контрастах очертаний и цветовых пятен. В нем сохраняются элементы кубистической геометризованности форм, повышенная экспрессия мазков. Эта манера восходит к полотнам Лентулова 1910-х гг.
Александр Яковлевич Таиров (настоящая фамилия Корнблит, 1885, — 1950, Москва) — российский и советский актёр и режиссёр, создатель и художественный руководитель Камерного театра (1914—1949), народный артист РСФСР.

Период конца 1910-х — начала 1920-х годов отмечен в художественной деятельности Лентулова активной работой в театре, и немалую роль в этом сыграли его знакомство и творческое содружество с руководителем Камерного театра А. Я. Таировым. Новаторские устремления Таирова, поиск им новых форм зрелищности были несомненно созвучны темпераменту и творческой фантазии Лентулова, признававшегося, что в спектакль, над которым они работали с Таировым в 1919 году, "я вложил все, что было мне отпущено моей живописной природой". "Портрет А. Я. Таирова", над которым параллельно работал художник, отличается вдумчивым, внимательным отношением к изображенному и свидетельствует об обретении художником — на основе прежнего кубофутуристического метода — новой классичности, нового "большого стиля" в жанре портрета.

Биография автора

Лентулов А.В.

Лентулов Аристарх Васильевич (1882, с. Воронье Пензенской губ. – 1943, Москва)
Живописец, художник театра.
Родился в с. Воронье (Пензенская губерния). Учился в Пензенском художественном училище у Н. Д. Селиверстова (1898–1900, 1905), в Киевском художественном училище у Н. К. Пимоненко (1900–1905), в студии Д. Н. Кардовского в Петербурге (1906–1910). В Париже самостоятельно работал в студии А. Ле Фоконье, познакомился с теоретиками кубизма А. Глезом и Ж. Метценже (1911). Тогда же посетил Италию.
Участник многих выставок: «Венок» (1907), «Звено» (1908), «Венок-Стефанос» (1909), «Союз русских художников» (1910), «Мир искусства» (1911, 1912). Член-учредитель объединения «Бубновый валет» (1910–1916), член Ассоциации художников революционной России (1926–1927), организатор и председатель Общества московских художников (1928–1929).
В ранних полотнах, переосмыслив кубизм и фовизм, разрабатывает самобытный тип футуристического панно. Особую известность получили его образы старинной церковной архитектуры («Василий Блаженный», 1913; «Звон (колокольня «Иван Великий»)», 1915). Декоративность полотен усилена кусочками бумаги, ткани и фольги, введенными в живопись. В 1910-е годы плодотворно работал также как сценограф (оформил, в частности, постановку «Прометей» А.Н.Скрябина на сцене Большого театра, 1918). Обращался к сценографии и позднее («Испанский священник» Д.Флетчера во 2-м МХАТе, 1934). С начала 1920-х переходит к произведениям менее масштабным и более натурным, создав серии пейзажей – сергиево-посадские, волжские и крымские.
В 1917–1943 преподавал в художественных учебных заведениях Москвы. С 1919 сотрудничал в Институте художественной культуры.


© Русский музей 2013-2021