Русский музей
Дополненная реальность

 

Облака. 1904

Борисов-Мусатов В.Э.
Холст на картоне, масло
61,5 x 48

Русский музей

Пост.: 1928 приобр. у Е.Э. Борисовой-Мусатовой, сестры художника (Москва)

Аннотация

В конце 1890-х – начале 1900-х, когда был написан этот этюд, В. Борисов-Мусатов проводил каждое лето в старинных помещичьих усадьбах Саратовской губернии Слепцовке и Зубриловке. Здесь художник нашел целый мир образов и сюжетных мотивов, в которых воплотились его замыслы, до той поры еще неясные, не оформившиеся. Между 1901 и 1904 художник написал обширную серию картин, разнообразных по эмоциональному содержанию и характеру профессионально-творческих решений, но связанных между собой единством лирического мироощущения. Мусатовский мир пребывает вне времени и пространства, художник как бы подчеркивает, что жизнь, воссозданная им на холсте, призрачна, а не реальна. В природе художнику чудилась некая "бесконечная медленная мелодия". Литератор А.М.Федоров писал о картинах художника:"...глядя на это синее молодое небо среди белых облаков, которые любил изображать В. Мусатов, мне вспоминается разлив Волги, Зеленый остров с долинами в лесу, белыми от ландышей, как будто облака упали с неба в траву и притаились там". Звучная цветовая гамма – яркая синева цветов, ослепительная белизна облака – знаменуют преодоление скорби, растворение ее в восторге перед вечной красотой природы.

Биография автора

Борисов-Мусатов В.Э.

Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870, Саратов – 1905, Таруса Калужской губ.)
Живописец.
Родился в Саратове. Занимался в студии Саратовского общества любителей изящных искусств у В.В. Коновалова. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-1891, 1893-1895), в Императорской Академии художеств (1891-1893), у П.П. Чистякова, в студии Ф. Кормона (1895-1899) в Париже.
До 1903 жил в Саратове, затем в Подольске и Тарусе. Член Московского товарищества художников (с 1899), Союза русских художников (с 1904).
Автор пейзажей, портретов, сюжетных композиций, эскизов декоративных панно. Свои лучшие элегические произведения создал в начале 1900-х. В 1905 избран членом "Салона национального общества изящных искусств" в Париже.
Оказал большое влияние на становление символистского направления в русском искусстве, в частности, на художников поколения "Голубой розы".


© Русский музей 2013-2024