|
Ле Дантю М.В.
Холст, масло
87 x 106
Русский музей
Две картины Михаила Ле Дантю, поступившие в Русский музей из собрания Музея художественной культуры, являются наиболее характерными образцами его почерка, отражающего, пользуясь собственным выражением художника, "стремление к органичности живописного целого". Целиком укладываясь в русло неопримитивизма 1910-х годов, его произведения указывают на воздействие самых различных источников, среди которых провинциальная вывеска (в том числе вывески тифлисских духанов, которые Ле Дантю собирал), лубок, древнерусская иконопись, – и с другой стороны, живопись Сезанна, чьи картины, как писал Ле Дантю, "всегда будут школой живописцев". Вместе с тем особый динамизм, свойственный его композициям, оказал значительное воздействие на формирование стилистики русского футуризма, которому и сам художник отдал дань в своих позднейших работах.
Ле Дантю Михаил Васильевич (1891, Тверская губ. – 1917, Проскуров (ныне г. Хмельницкий), Украина)
Художник, теоретик.
Родился в Тверской губернии. Учился в студии Я. Ф. Ционглинского (1908), в Императорской Академии художеств (1909–1912). В 1910–1911 принимает активное участие в деятельности «Союза молодежи», оформляет спектакль «Царь Максимилиан и его непокорный сын Адольф» (1911), участвует в двух выставках общества. Знакомится с братьями Кириллом и Ильей Зданевичами. Переезжает в Москву. Вскоре увлекается идеями всёчества и лучизма М. Ф. Ларионова, участвует во всех выставках группы «Ослиный хвост», принимает участие в теоретическом обосновании ларионовской идеи широкого использования мирового художественного опыта, выступает как пропагандист нового метода. В связи с этим углубленно изучает древнее и примитивное искусство, занимаясь в музее Археологического института, пишет теоретические работы, читает лекции и выступает на диспутах.
В живописных работах этого времени преобладает стилистика лучизма. В 1913 подписывает коллективную декларацию русских художников – манифест «Лучисты и будущники», одновременно провозглашающий ориентацию на Восток и восхищение ритмами и формами современной городской жизни. В 1912–1913 живет на Кавказе, где знакомится с творчеством Нико Пиросманашвили и становится его пропагандистом, затем – в Одессе. С 1914 художника начинают привлекать задачи воплощения категории времени на двухмерной плоскости холста. Не сохранившиеся, но упоминаемые друзьями, росписи кинематографа и кабаре свидетельствуют о непрекращающихся поисках монументально-декоративного стиля, мечте о «новых фресках». В 1915 в Петрограде на квартире В. М. Ермолаевой устраивается персональная выставка Ле Дантю. Осенью 1915 его мобилизуют на фронт. Погиб во время катастрофы военного эшелона. Ничего из сделанного на войне — иконы походной церкви, декорации для перевозного театра, зарисовки и наброски — не сохранилось.