|
Гуро Е.Г.
Холст, масло
70 x 85
Русский музей
Пост.: 1933, приобр. у М.В. Матюшина (Ленинград)
Хотя по складу характера Елена Гуро была далека от какого-либо бунтарства, нигилизма и эпатажа, но именно вокруг нее сплотились художники-"гилейцы", будущие футуристы. В ее стихах и картинах уже были намечены пути дальнейшего экспериментаторства в области литературной и художественной формы. Ее живописные произведения, в том числе и "Утро великана" отмечены той внутренней свободой и органичностью творческого волеизъявления, которые лягут в основу мироощущения художников "левых" направлений.
Гуро Елена Генриховна (1877, Санкт-Петербург – 1913, Уусикиркко, Финляндия (ныне пос. Поляны, Ленингр.обл.))
Живописец, график, книжный иллюстратор, поэт.
Родилась в Санкт-Петербурге. Училась в рисовальной школе Общества поощрения художеств (1890–1893), в студии Я. Ф. Ционглинского (1903–1905) и в частной школе Е. Н. Званцевой (1906–1907) под руководством М. В. Добужинского и Л. С. Бакста.
С 1909 года начинает сотрудничать с футуристами В. В. Хлебниковым, братьями Бурлюками, несколько позднее с В. В. Маяковским, А. Е. Крученых и К. С. Малевичем. Вокруг Гуро и ее мужа М. В. Матюшина на раннем этапе группируются молодые силы русского художественного авангарда, ставшие в дальнейшем ядром общества «Союз молодежи». Одновременно Гуро входит в состав футуристического литературно-художественного объединения «Гилея», принимает участие в футуристических выставках и литературных сборниках: «Садок Судей 1, 2», сборник «Союза Молодежи» (1913). Работает как иллюстратор и график. В живописном творчестве прошла путь от увлечения неоимпрессионизмом (была членом группы Н. И. Кульбина) до цветовых экспериментов, которые в дальнейшем легли в основу теории цвета М. В. Матюшина. Автор книг, вышедших в издательстве «Журавль», основанном Гуро и Матюшиным: «Шарманка» (1909), «Осенний сон» (1912), «Небесные верблюжата» (1914). Незадолго до смерти начала работу над «Бедным рыцарем» (книга не была издана).