|
Матюшин М.В.
Холст, масло
124 x 168
Русский музей
Пост в 1926 через ГИНХУК (собр. МХК)
Картина "Движение в пространстве" служит эпиграфом ко всему творчеству Матюшина. Объектами его исследования становятся цвет и процессы цветового зрения человека в различных условиях. Как правило, художник исследовал взаимодействия цвета и среды на моделях восьми цветов – красных, оранжевых, желтых, желто-зеленых, голубых, синих, фиолетовых. Опираясь на основное положение своей теории – закон дополнительных цветов, – Матюшин подразделяет цвета на главный, действующий цвет, цвет, зависимый от среды, и сцепляющий их средний цвет. Цвет, как подтверждал Матюшин, является подвижным, зависимым от соседних цветов, от силы освещения, от масштабов цветовых полей.
Матюшин Михаил Васильевич (1861, Нижний Новгород – 1934, Ленинград)
Живописец, график, композитор, теоретик, педагог.
Родился в Нижнем Новгороде. Учился в Московской консерватории по классу скрипки (1876–1881), самостоятельно занимаясь живописью и графикой. В 1881 переехал в Петербург. Посещал рисовальную школу Общества поощрения художеств (1894–1898), студию Я. Ф. Ционглинского (1903–1905), где познакомился с поэтессой и художницей Е. Г. Гуро, ставшей его супругой и соратницей. В 1906–1907 занимался в школе-студии Е. Н. Званцевой. Подружившись (в 1908–1912) с Н.И.Кульбиным, братьями Бурлюками, В. В. Хлебниковым, К.С.Малевичем, А.Е.Крученых и другими авангардистами, стал одним из организаторов нового искусства. Участвовал в создании «Союза молодежи» (1910), открыл также издательство «Журавль», где до 1917 выпустил 20 футуристических книг. В 1913 написал музыку для этапного авангардного спектакля – футуристической оперы «Победа над солнцем» (либретто А.Крученых, сценография К.Малевича).
Как живописец прошел через увлечение импрессионизмом; в 1910-х создавал «кристаллографические» композиции в духе кубизма, а также скульптуры из корней и сучьев (цикл «Освобожденное движение», 1918, не сохранился). Познакомившись с философией П. А. Флоренского, вместе с женой, начал разрабатывать оригинальную теорию «нового пантеизма» – целостного восприятия мира в звуке и цвете, пространстве и движении. С годами центральное место в его творчестве получила идея «расширенного видения». Стремясь раздвинуть границы традиционного зрения, писал в окрестностях Петербурга акварельные «медитативные пейзажи» (1916), где небо композиционно сливается с землей.
Преподавал в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (1918–1926), организовав там особую «мастерскую пространственного реализма». Автор экспериментальных исследований восприятия цвета, теоретических работ о взаимодействии цвета и звука. Продолжил свои поиски в петроградском Музее живописной культуры (1922), а затем в Инхуке (Институт художественной культуры) (1923–1926). Из его учеников составилась группа «Зорвед» (от слов «зорко ведать»), опубликовавшая в 1923 свой манифест. Пейзажи и абстракции этого периода («Стог. Лахта», 1921; «Движение в пространстве», 1922; оба – в Русском музее) служили иллюстрациями к его теориям.
На рубеже 1920–1930-х стремился придать своим идеям более практичное, пригодное для нужд оформительского дизайна выражение. С этой целью совместно с учениками выпустил коллективный труд «Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. Справочник по цвету» (1932), предназначенный для практического применения на производстве.
Один из лидеров русского авангарда, ключевая фигура русского кубофутуризма.