|
Сапунов Н.Н.
Холст, темпера
55,5 x 48,5
Русский музей
Милиоти Николай Дмитриевич (1874–1962)
Живописец, портретист, автор символистских композиций.
Родился в Москве. Учился в Московском университете, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1890-е), в частных студиях Парижа. Окончил Сорбонский университет. Пожизненный член парижского Осеннего салона (с 1906), член-учредитель Общества свободной эстетики в Москве (1907), член объединения «Мир искусства» (с 1910). С 1924 жил в Париже, преподавал в Русской академии Т. Л. Сухотиной-Толстой (с 1929).
Характерный представитель московского символизма 1900 – начала 1910-х. Многие картины Милиоти, отмеченные печатью ретроспективизма, навеяны поэтическим циклом П. Верлена «Галантные празднества».
Участник выставок: Нового общества художников (1905), Московского товарищества художников (1905), Союза русских художников (1906–1910), «Мир искусства» (1906–1911, 1913), «Голубая роза» (1907), «Венок» (1908), 2-го Международного Сецессиона (Рим, 1914) и др.
Сапунов Николай Николаевич (1880, Москва – 1912, Териоки под Санкт-Петербургом)
Живописец, художник театра.
Родился в Москве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1896–1901) у И. И. Левитана, В. А. Серова, К. А. Коровина, в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (1904–1910). Участник выставок: «Мира искусства» (1902, 1906, 1911–1913), «Голубая роза» (1907), «Союза русских художников» (1907). В 1910 написал для С. П. Дягилева декорации к балету И. Ф. Стравинского «Жар-птица» по эскизам А. Я. Головина.
Представитель символизма, один из самых значительных живописцев круга «Голубой розы». Предпочитал обычно темперу. Помимо пейзажей, охотно писал натюрморты, как бы символизирующие – в мотивах цветов и старинного фарфора – Красоту как таковую («Голубые гортензии», 1907; «Фарфоровые фигурки и розы», 1912). С годами главное место в его живописи занял образ «мира-театра» («Маскарад», 1907; «Карусель», 1908). Плодотворно сотрудничал с театрами Москвы и Петербурга (В. Ф. Комиссаржевской, К. Н. Незлобина, «Студия на Поварской», «Дом интермедий»). Особое значение для Сапунова имел опыт участия в постановке «Балаганчика» А. А. Блока у Комиссаржевской (1906). Разработал особый тип «картины о спектакле» («Пляска смерти» на сюжет одноименной пьесы Ф. Ведекинда, 1907; «Мистическое собрание» на сюжет блоковского «Балаганчика», 1909).