Русский музей
Дополненная реальность

 

Карусель. 1908

Сапунов Н.Н.
Холст, темпера, графит, гуашь
146 x 193,5

Русский музей

Аннотация

Творческий путь Н. Н. Сапунова был недолог — всего около десяти лет. Но его своеобразное, яркое дарование было высоко оценено и современниками, и потомками. Выдающийся театральный художник, Сапунов в разные годы много работал в театрах Москвы и Петербурга. По своим эстетическим устремлениям Сапунов примыкал к кругу художников "Голубая роза", активно участвуя в деятельности этого творческого объединения.
Как известно, масленичные гулянья, ярмарки с их балаганами и каруселями привлекали многих мастеров начала XX века, но для Сапунова эта тема становится лейтмотивом всего его зрелого творчества. Художник создал ряд больших завершенных композиций подобного рода и оставил множество черновых набросков. В окончательном варианте картины, хранящейся в Русском музее и ставшей главным созданием Сапунова, мотив карусели вырастает в образ некой обобщающей силы - в символ вечного кружения жизни, шумной, красивой, казалось бы, веселой и беззаботной, но по сути таящей в себе чувство трагической предопределенности Судьбы. Сапуновская "Карусель" принадлежит к числу эпохальных явлений русской живописи символизма и предавангарда. Она ярко декоративна и похожа на сияющий всеми красками ковер. Но при этом цвет здесь исполнен такой выразительной эмоцией, что кажется, будто краски звучат. Живопись сродни бравурной экспрессивной музыке, поражающей глубиной и силой драматизма. Картина является не просто изображением сцены народного гулянья, а живописным воплощением символистского восприятия бытия. Сапунов демонстрирует смелость подхода к передаче реальности, используя несколько точек зрения, обращаясь к народной деревянной игрушке, к принципам балаганного искусства с присущими ему "разухабистостью" и откровенным огрублением форм и цвета.

Биография автора

Сапунов Н.Н.

Сапунов Николай Николаевич (1880, Москва – 1912, Териоки под Санкт-Петербургом)
Живописец, художник театра.
Родился в Москве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1896–1901) у И. И. Левитана, В. А. Серова, К. А. Коровина, в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (1904–1910). Участник выставок: «Мира искусства» (1902, 1906, 1911–1913), «Голубая роза» (1907), «Союза русских художников» (1907). В 1910 написал для С. П. Дягилева декорации к балету И. Ф. Стравинского «Жар-птица» по эскизам А. Я. Головина.
Представитель символизма, один из самых значительных живописцев круга «Голубой розы». Предпочитал обычно темперу. Помимо пейзажей, охотно писал натюрморты, как бы символизирующие – в мотивах цветов и старинного фарфора – Красоту как таковую («Голубые гортензии», 1907; «Фарфоровые фигурки и розы», 1912). С годами главное место в его живописи занял образ «мира-театра» («Маскарад», 1907; «Карусель», 1908). Плодотворно сотрудничал с театрами Москвы и Петербурга (В. Ф. Комиссаржевской, К. Н. Незлобина, «Студия на Поварской», «Дом интермедий»). Особое значение для Сапунова имел опыт участия в постановке «Балаганчика» А. А. Блока у Комиссаржевской (1906). Разработал особый тип «картины о спектакле» («Пляска смерти» на сюжет одноименной пьесы Ф. Ведекинда, 1907; «Мистическое собрание» на сюжет блоковского «Балаганчика», 1909).


© Русский музей 2013-2021