Русский музей
Дополненная реальность

 

Московская улица XVII в. в праздничный день. 1895

Рябушкин А.П.
Холст, масло
204 x 390

Русский музей

Аннотация

Все творчество живописца свидетельствует о неразрывной преемственной связи современной ему художественной культуры с древними национальными традициями.
Подчеркивая свое увлечение русской стариной, художник говорил: "Я живу в семнадцатом веке". Он хорошо знал исторические документы, архитектуру, предметы быта, костюмы допетровской Руси. Эта картина дает нам представление о характерном уголке древней праздничной столицы с ее разноликой толпой, с орнаментальным богатством храмов и колоколен. Привлекателен образ девушки, идущей из храма и бережно несущей свечу.
В качестве важной исторической темы преподносится сама повседневность народной жизни древней Руси. В произведениях историко-бытового жанра художника привлекали своеобразная экзотика, истинное любование отечественной стариной, поиск поэтизированного национального идеала.

Биография автора

Рябушкин А.П.

Рябушкин Андрей Петрович (1861, с. Станичная слобода Тамбовской губ. – 1904, имение ДидвиноНовгородской губ.)
Живописец, жанрист, иллюстратор.
Родился в с. Станичная слобода Тамбовской губернии в семье иконописца. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И.М. Прянишникова, В.Г. Перова, Е.С. и П.С. Сорокиных (1875-1882), в Императорской Академии художеств у П.П. Чистякова (1882-1890). Член "Общества художников исторической живописи". Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1893-1895). С 1891 жил в Новгородской губернии, в имении "Приволье" (1891, 1901) и усадьбе Дидвино (1901-1904). Осуществил поездки по многим городам России, по Волге. Выезжал на лечение в Швейцарию на Женевское озеро, посетил города Германии: Дрезден, Мюнхен, Нюрнберг (1903). Участник выставок общества "Мир искусства" (с 1900) и "Союза русских художников" (с 1903).
Обратившись к историческому жанру, последовательно добивался все большей декоративной звучности колорита и яркой экспрессии мизансцен, где заговорили не только персонажи, но как бы сама бытовая среда, рождающая характерный для символизма и модерна эффект «сиюминутности» минувших времен. Среди его картин – «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895), «Семья купца в XVII веке» (1896), «Едут» (1901), «Пожалован шубой с царского плеча» (1902).


© Русский музей 2013-2021