Русский музей
Дополненная реальность

 

Письменный стол. 1916

Розанова О.В.
Холст, масло
66 x 49

Русский музей

Аннотация

Один из наиболее тонких художественных критиков, Абрам Эфрос, писал об Ольге Розановой: "Она была истинной футуристкой настолько же, насколько ее друзья и соратники по большинству случаев – только слуги теории. Мне нелегко назвать среди них кого-нибудь, кто был бы так же, как Розанова, непринужденно свободен в своей футуристической работе". Он же относил Розанову к числу "редких мастеров – интимистов футуризма". "Письменный стол" – одно из тех произведений, которые при этом имел в виду критик: художница сохраняет привязанность к повседневным предметам, к мелочам обихода – узнаваемым и привычным; композиция подробна и многословна. "Футуризм этого склада – современный наследник старинной и уютной живописи interieurs’ов, – пишет Эфрос. – Он не отрекается от них, но перелицовывает на новый лад".

Биография автора

Розанова О.В.

Розанова Ольга Владимировна (1886, с. Меленки Владимирской губ. – 1918, Москва)
Живописец, график, художник футуристических изданий, автор теоретических статей.
Родилась в селе Меленки (Владимирская губерния). Училась в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1904–1910) и в частной студии К. Ф. Юона в Москве, в Художественной школе Е. Н. Званцевой в Петербурге (1911). Участник выставок «Союза молодежи» (1911–1914), Свободной футуристической международной (Рим, 1914), «Последней футуристической картин "0, 10"» (1915–1916), «Магазин» (1916), «Бубновый валет» (1916, 1917). Член общества «Супремус», основанного К. С. Малевичем (1916).
Уже ранним, фовистским ее вещам присущи яркие и декоративные цветовые контрасты. Окончательно ее талант сформировался в дизайне футуристических книг В. В. Хлебникова и А. Е. Крученых «Старинная любовь. Бух лесиный», «Взорваль» (1913). Буквы новых слов в этих книгах в той же мере, что и изображения, должны были полноценно «звучать», иметь единый образ, «заумный» смысл (находящийся «за» умом, то есть за обыденным мышлением) и даже «летать», так как поэт с помощью художницы освободил слова и буквы своих стихов от необходимости выстраиваться в строчки. Так совместными трудами рождался новый, синтетический образ книги, где все элементы обладали футуристическим динамизмом. Шедевром ее книжного искусства стала рукодельная «Вселенская война» со стихами А. Е. Крученых (1916) и беспредметными цветными аппликациями.
Футуристический период творчества Розановой связан с графикой, супрематические же опыты проходят в основном в области живописи – в поисках цвета и света. Темы ее поздних композиций – «рождение» нового цвета в контрастах света и тени, светоносность цвета, «преображенный колорит». После Октябрьской революции Розанова работала в отделе изобразительных искусств Наркомпроса, стремясь наладить деятельность художественных промыслов в Абрамцево, Сергиевом Посаде и других центрах.


© Русский музей 2013-2024