|
Розанова О.В.
Холст, масло
90 x 98
Русский музей
Картина "Кузница" принадлежит, безусловно, к числу наиболее удачных работ неопримитивистского периода творчества Розановой, художницы огромной одаренности, но очень неровного, стихийного темперамента. Однако в этой картине темперамент художницы находит адекватное выражение как в самом мотиве, так и в выразительных формах, используемых ею. Она создает композицию, каждая деталь которой буквально источает энергию, наполнена жизненной силой. В ритме упругих линий, в напряженных красочных сочетаниях, на которых строится все полотно, уже предвосхищен тот динамизм форм, который, по словам самой художницы, "нашел полное выражение в футуризме".
Розанова Ольга Владимировна (1886, с. Меленки Владимирской губ. – 1918, Москва)
Живописец, график, художник футуристических изданий, автор теоретических статей.
Родилась в селе Меленки (Владимирская губерния). Училась в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1904–1910) и в частной студии К. Ф. Юона в Москве, в Художественной школе Е. Н. Званцевой в Петербурге (1911). Участник выставок «Союза молодежи» (1911–1914), Свободной футуристической международной (Рим, 1914), «Последней футуристической картин "0, 10"» (1915–1916), «Магазин» (1916), «Бубновый валет» (1916, 1917). Член общества «Супремус», основанного К. С. Малевичем (1916).
Уже ранним, фовистским ее вещам присущи яркие и декоративные цветовые контрасты. Окончательно ее талант сформировался в дизайне футуристических книг В. В. Хлебникова и А. Е. Крученых «Старинная любовь. Бух лесиный», «Взорваль» (1913). Буквы новых слов в этих книгах в той же мере, что и изображения, должны были полноценно «звучать», иметь единый образ, «заумный» смысл (находящийся «за» умом, то есть за обыденным мышлением) и даже «летать», так как поэт с помощью художницы освободил слова и буквы своих стихов от необходимости выстраиваться в строчки. Так совместными трудами рождался новый, синтетический образ книги, где все элементы обладали футуристическим динамизмом. Шедевром ее книжного искусства стала рукодельная «Вселенская война» со стихами А. Е. Крученых (1916) и беспредметными цветными аппликациями.
Футуристический период творчества Розановой связан с графикой, супрематические же опыты проходят в основном в области живописи – в поисках цвета и света. Темы ее поздних композиций – «рождение» нового цвета в контрастах света и тени, светоносность цвета, «преображенный колорит». После Октябрьской революции Розанова работала в отделе изобразительных искусств Наркомпроса, стремясь наладить деятельность художественных промыслов в Абрамцево, Сергиевом Посаде и других центрах.