|
Нестеров М.В.
Холст, масло
175 x 86,5
Русский музей
Портрет дочери Ольги написан художником на родине в Уфе, в саду своего дома при заходящем солнце.
Стройная девушка в костюме для верховой езды (амазонке) стоит на берегу реки Белой, на фоне светлого пейзажа. Портрет дочери – воплощение представлений живописца об идеале женщины, о внутренней душевной красоте, родственной спокойному элегичному вечернему пейзажу. "Люблю я русский пейзаж, на его фоне как-то лучше, яснее чувствуешь и смысл русской жизни, и русскую душу", – писал художник.
Он не рассматривал себя как портретиста, считая это делом И.Е. Репина и В.А. Серова, но тем не менее уже в предреволюционные годы создал в этом жанре несколько значительных произведений, а в поздний период творчества раскрылся именно как непревзойденный мастер портрета.
Нестеров Михаил Васильевич (1862, Уфа – 1942, Москва)
Живописец, график, монументалист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1898).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942).
Родился в Уфе. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И.М. Прянишникова, А.К. Саврасова и В.Г. Перова (1876-1880, 1884-1886), в Академии художеств у П.П. Чистякова (1881-1884). Пользовался также советами И.Н. Крамского. Входил в Абрамцевский кружок С.И. Мамонтова (с 1888). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1896), общества "Мир искусства" (1899-1901). Член-учредитель "Союза русских художников" (1903).
Посетил Италию, Австрию, Францию, Германию, Грецию, Турцию. В середине 1890-х путешествовал по старым русским городам, в 1905 - по Волге и Каме.
Автор росписей во Владимирском соборе в Киеве (1890-1895), в церкви Александра Невского в Абастумане (1902-1904), в Марфо-Мариинской обители в Москве (1910-1912), картонов для мозаик храма Воскресения Христова в Петербурге (1894).
Создал множество портретов, пейзажей, картин на исторические и религиозные сюжеты. Главное содержание творчества - религиозно-нравственные поиски, стремление показать русского человека в лучших проявлениях его духовных качеств.