Русский музей
Дополненная реальность

 

Церкви. Новый Иерусалим. 1917

Лентулов А.В.
Холст, масло
100 x 100

Русский музей

Аннотация

Посетив Новый Иерусалим, монастырский комплекс в Подмосковье, Лентулов создал целую серию архитектурных пейзажей. Непосредственные натурные впечатления сплавлены здесь с фантазией художника и выражены в остро динамичной манере. Живописец создает красочную комбинацию архитектурных конструкций, передающую объемно-пространственный строй памятника, музыку его пластических и цветовых форм.
Полотно весьма характерно для творчества художника периода 1910-х. Для него показательны элементы кубистической геометризации, повышенная экспрессия, контрастность сопоставлений.

Биография автора

Лентулов А.В.

Лентулов Аристарх Васильевич (1882, с. Воронье Пензенской губ. – 1943, Москва)
Живописец, художник театра.
Родился в с. Воронье (Пензенская губерния). Учился в Пензенском художественном училище у Н. Д. Селиверстова (1898–1900, 1905), в Киевском художественном училище у Н. К. Пимоненко (1900–1905), в студии Д. Н. Кардовского в Петербурге (1906–1910). В Париже самостоятельно работал в студии А. Ле Фоконье, познакомился с теоретиками кубизма А. Глезом и Ж. Метценже (1911). Тогда же посетил Италию.
Участник многих выставок: «Венок» (1907), «Звено» (1908), «Венок-Стефанос» (1909), «Союз русских художников» (1910), «Мир искусства» (1911, 1912). Член-учредитель объединения «Бубновый валет» (1910–1916), член Ассоциации художников революционной России (1926–1927), организатор и председатель Общества московских художников (1928–1929).
В ранних полотнах, переосмыслив кубизм и фовизм, разрабатывает самобытный тип футуристического панно. Особую известность получили его образы старинной церковной архитектуры («Василий Блаженный», 1913; «Звон (колокольня «Иван Великий»)», 1915). Декоративность полотен усилена кусочками бумаги, ткани и фольги, введенными в живопись. В 1910-е годы плодотворно работал также как сценограф (оформил, в частности, постановку «Прометей» А.Н.Скрябина на сцене Большого театра, 1918). Обращался к сценографии и позднее («Испанский священник» Д.Флетчера во 2-м МХАТе, 1934). С начала 1920-х переходит к произведениям менее масштабным и более натурным, создав серии пейзажей – сергиево-посадские, волжские и крымские.
В 1917–1943 преподавал в художественных учебных заведениях Москвы. С 1919 сотрудничал в Институте художественной культуры.


© Русский музей 2013-2021