|
Григорьев Б.Д.
Холст, масло
247 x 163
Русский музей
Портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда (1874–1940), который во время написания портрета был главным режиссером Императорских театров, – самое известное произведение Григорьева.
Живописца и режиссера объединяли общие поиски нового языка выразительности в живописи и театре: тяготение к гротеску, экспериментаторству, артистизм. Знавших режиссера поражало, как резко и ярко передал художник "саму сущность интересной фигуры нашего театрального модерниста". Современники считали это произведение двойным портретом Мейерхольда: фигура в сценическом костюме охотника – воплощение творческого замысла режиссера и актера.
Григорьев Борис Дмитриевич (1886, Москва – 1939, Кань-Сюр-Мер, Франция)
Живописец, рисовальщик.
Родился в Москве. Учился в Строгановском училище в Москве у А.Е. Архипова и Д.А. Щербиновского (1903-1907), в Императорской Академии художеств у А.А. Киселева и Д.Н. Кардовского (1907-1912). После исключения из Академии "за недостатком способностей" уехал в Париж, где продолжал учиться в Академии "Ля Гран Шомьер" (1912-1914).
Участник выставок с 1909, член и экспонент объединений: "Треугольник" (1909), "Товарищество независимых" (1912–1913), "Мир искусства" (с 1913). Иллюстрировал издания по русскому фольклору (1910–1913), рисовал для журналов "Сатирикон" (1911-1912), "Новый Сатирикон" (1914) и др. Автор цикла "Расея" (1916-1919), издал одноименный альбом. Под псевдонимом Борис Гри издал роман "Юные лучи" (1912). В литературно-художественном кафе "Привал комедиантов" вместе с А. Е. Яковлевым и С. Ю. Судейкиным расписал интерьер, там же оформил постановку " Блэк-энд-уайт" (1916). В первой половине 1919 жил в Москве, преподавал в ГСХМ (бывш. Строгановском училище). В сентябре 1919 перебрался в Финляндию, оттуда переехал в Германию. В Берлине избран членом Сецессиона (ноябрь 1919). Персональная выставка в Берлине (февраль 1920). Переезд в Париж (весна 1920); вошел в комитет возрожденного общества "Мир искусства" (1921), вплоть до января 1930 участвовал в его выставках. Осенью 1922 принял приглашение директора Бруклинского музея участвовать в выставке русского искусства в Нью-Йорке. В 1923 в Ворчестере прошла персональная выставка. В октябре 1923 впервые побывал в Нью-Йорке, где в ноябре-декабре состоялась персональная выставка. В последующие годы выставки с участием художника прошли в Нью-Йорке, Париже, Питсбурге, Венеции, Праге, Чикаго, Филадельфии, Бордо. В 1928–1929 по приглашению чилийского правительства преподавал в Академии художеств в Сантьяго. Выставки в Чили, Аргентине и Уругвае. В 1934–1936 жил в Нью-Йорке. Персональные выставки в Нью-Йорке (1933). Осенью 1934 – выставки в США; в 1935 возглавил факультет искусств нью-йоркской Академии объединенных искусств. В середине 1936 участвовал в выставках в Рио-де-Жанейро и Далласе. Последняя персональная выставка (Нью-Йорк, январь 1938). Представитель неоклассического направления в искусстве Петербурга 1910-х, автор экспрессивных портретов. Произведения хранятся в многочисленных музеях и частных коллекциях России, США и других стран.