|
Врубель М.А.
Холст, масло
131 x 155
Русский музей
Последнее большое произведение мастера, написанное им в промежутке между приступами тяжелой болезни. Могучий ангел в сверкающем радужном оперении продолжает сквозную для художника тему демона и в то же время связан с темой Пророка. К столетию А.С. Пушкина художник иллюстрировал его знаменитое стихотворение "Пророк". Ему было близко и томление "духовной жаждою" среди "мрачной пустыни", и призыв поэта "глаголом жечь сердца людей". Все это отвечало сокровенным мыслям самого живописца о высоком предназначении искусства. На полотне Серафим увенчан огненным венцом, руки воздеты: в одной, обвитой змеей, он держит меч, в другой – кадильницу с пылающими углями.
Особенности живописи мастера, монументальность полотна свидетельствуют о глубоком философском осмыслении мастером традиций византийского и древнерусского искусства, изучении им иконы, мозаики, фрески. Он считал главной своей задачей "будить душу величавыми образами от мелочей обыденности".
Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург)
Живописец, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1905).
Родился в Омске. В 1860-е учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1880-1884 - в Академии художеств у П.П. Чистякова (курс не окончил). По совету И.Е. Репина занимался акварелью. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880).
Входил в Абрамцевский кружок, член "Московского товарищества художников", "Мира искусства", член-учредитель "Союза русских художников" (1903). Художник Русской частной оперы С.И. Мамонтова. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу. В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890). В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. С 1902, страдая тяжелым заболеванием, уже не работал систематически, в последние годы жизни потерял зрение.
Проявляя большой интерес к декорированию зданий и интерьеру, обращался к мозаике, витражу и особенно к керамике. Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. Его девиз был: "Il vero nel bella" ("Истина в красоте").