Русский музей
Дополненная реальность

 

Переход Суворова через Альпы в 1799 году. 1899

Суриков В.И.
Холст, масло
495 x 373

Русский музей

Аннотация

В истории беспримерного похода под командованием А.В. Суворова по Швейцарским Альпам, когда Россия в союзе с Австрией вела войну против Франции, Суриков выбрал один из самых драматических моментов: переход через хребет Паникс. Эта картина занимает особое место в творчестве Сурикова: цветовая гамма меняется с теплой на холодную, формат — с горизонтального на вертикальный, композиционный принцип — фрагментарность вместо уравновешенности. Суриков не просто фиксирует впечатление от альпийских гор, в которых он писал этюды для картины, но и передает драматический смысл происходящего. Переход через Альпы — это падение в бездну, крушение, содрогание земли и неба. Суворов на белом коне — как памятник самому себе. Вокруг — военный восторг тысячи жизней, ему повинующихся. Суриков, как подлинный художник, в полной мере фиксирует в картине "упоение в бою". „Главное в картине — движение. Храбрость беззаветная. Покорные слову полководца, идут“, — объяснял свой замысел художник. Ему удалось показать в картине единый порыв, который охватывает массы людей в ответ на призыв полководца, заставляя воинов совершать чудеса храбрости.
Конец XVIII века в русской истории отмечен появлением двух важных деятелей, мальтийских рыцарей – полководца А.В. Суворова и императора Павла I. Известно, что в 1799 Павел I в знак уважения к заслугам полководца повелел установить прижизненный памятник Суворову. Несмотря на необъяснимую опалу, которой подвергся Суворов, работы по сооружению памятника не были остановлены, и 5 мая 1801, уже после смерти императора памятник был установлен на Марсовом поле (в царствование императора Александра I памятник был перенесён на площадь между Мраморным дворцом и домом графа Салтыкова (ныне Суворовская площадь). Итало-швейцарский поход - вершина полководческой деятельности Суворова. В 1799 году ему рукоплескала вся Европа, но в России его не ждал триумф. По пути из Праги Суворов узнал, что торжественной встречи победителя не будет и даже въехать в столицу днем ему будет запрещено. В дорожном возке, а не в парадной карете под покровом сумерек он прибыл в Петербург, ему запретили посещать Зимний дворец, имя его исчезло со страниц газет, он был лишен своих любимых адъютантов. 6 мая 1800 А. В. Суворов скончался. Хоронили его не как генералиссимуса, а по штату фельдмаршала. Современные биографы до сих пор ищут причины произошедших разногласий между двумя великими людьми.

Биография автора

Суриков В.И.

Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск – 1916, Москва)
Живописец, рисовальщик, акварелист.
Академик Императорской Академии художеств (1895). Почетный член Московского общества любителей художеств (1903).
Родился в Красноярске в казачьей семье. Рисовать начал с детства, занимался у местного учителя рисования Н.В. Гребнева. В юности писал иконы по заказам. На средства золотопромышленника и городского головы П.И. Кузнецова отправился в Петербург. Учился в Академии художеств у П.М. Шамшина, П.П. Чистякова, Б.П. Виллевальде (1869-1875), с 1873 у Ф.А. Бруни.
Отказавшись от заграничной пенсионерской поездки, в 1877 приехал в Москву, где и остался навсегда. Посетил Францию, Италию, Германию, Австрию (1883-1884), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). Систематически выезжал на родину, в Сибирь. Совершил поездки на Дон (1893), Волгу (1901-1903), в Крым (1913). Член Товарищества передвижных художественных выставок (1881-1907), участник выставок "Союза русских художников".
Один из великих мастеров русской живописи, крупнейший представитель исторического жанра. Автор портретов и пейзажей.

Аудио

Суриков Переход Суворова через Альпы


Суриков В.И. Переход Суворова (с тифлокомментарием)



© Русский музей 2013-2024