Русский музей
Дополненная реальность

 

17 октября 1905 года. 1907, 1911

Репин И.Е.
Холст, масло
184 x 323

Русский музей

Аннотация

К началу XX века Российская империя представляла собой абсолютную монархию и входила в число пяти крупнейших промышленных держав мира. Однако почти все слои русского общества были недовольны своим положением: буржуазия и интеллигенция желали конституции и гражданских свобод, крестьяне — помещичьей земли, рабочие — достойных условий труда и повышения заработной платы. Последней каплей стало поражение в русско-японской войне. 9 января 1905 года к Зимнему дворцу в Петербурге с петицией направились тысячи демонстрантов во главе с лидером профсоюзного движения священником Георгием Гапоном, которые были расстреляны войсками. «Кровавое воскресенье» положило начало волнениям, переросшим к осени во Всероссийскую политическую стачку. Это вынудило Николая II издать 17/30 октября Манифест, которым были дарованы гражданские права и свободы, а также учрежден парламент — Государственная дума с законодательными функциями. Вскоре началась столыпинская земельная реформа. Страна вступила в новую фазу своего политического развития. (С. К.)

17 октября 1905 года, в разгар Всероссийской октябрьской политической стачки, был опубликован «Манифест об усовершенствовании государственного порядка». В нем Николай II обещал даровать народу «незыблемые основы гражданской свободы». Это вызвало бурную реакцию в обществе. По словам В. В. Розанова, Репин очень точно передал в своем произведении «масленицу русской революции, карнавал ее, полный безумия, цветов и блаженства». Сам художник пояснял, что на его картине изображены «<…> главным образом студенты, курсистки, профессора и рабочие, с красными флагами, восторженные; с пением революционных песен. На первом плане подняли на плечи амнистированного и многотысячной толпой движутся по площади большого города в экстазе общего ликования». Среди демонстрантов Репин также запечатлел представителей демократической интеллигенции, так или иначе приближавших наступление этого дня: художественного и музыкального критика В. В. Стасова, филолога и педагога М. В. Прахова, умершего еще в 1879 году, историка литературы и библиографа С. А. Венгерова, актрису Л. Е. Яворскую.

Биография автора

Репин И.Е.

Репин Илья Ефимович (1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда)
Живописец, рисовальщик.
Академик Императорской Академии художеств (с 1876). Кавалер ордена Почетного Легиона (1901).
Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920).
Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И.Н. Крамского, в Академии художеств у П.В. Басина, Ф.А. Бруни и Т.А. Неффа (1864-1871). Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др.).
С 1900 жил в имении "Пенаты" (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл.), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 - ректор. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Принимал участие в выставках общества "Мир искусства". С 1918 - в вынужденной эмиграции в Финляндии.
Великий русский живописец и рисовальщик эпохи демократического реализма. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. Оставил большое эпистолярное наследие.


© Русский музей 2013-2024