Русский музей
Дополненная реальность

 

Портрет Н.П. Жданович за фортепьяно. 1849

Федотов П.А.
Холст, масло
24,5 x 19,2

Русский музей

Пост. в 1912 от Н. П. Вернер через Я. Н. Ждановича (Санкт-Петербург)

Аннотация

Жданович Надежда Петровна (1836–1915) — дочь П.В. Ждановича и его второй жены О.П. Жданович. Воспитывалась в Императорском воспитательном обществе благородных девиц при Смольном, выпущена в 1854 году. Была замужем за офицером Финляндского полка А.И. Вернером, впоследствии генералом от инфантерии. Владела собранием работ Федотова, автографами его стихотворений.
Девушка в синем платье и белом переднике изображена в момент исполнения фортепьянного произведения: чуть удивленно приподняты ее брови, серьезность во взгляде приглушена легкой улыбкой на губах. С помощью определенных композиционных приемов художник позволяет зрителю почувствовать характер и настроение своей модели. Нейтральный фон чуть высветлен вокруг фигуры, создавая ощущение свето-воздушной среды и в то же время акцентируя ее центральное положение на полотне. Портрет отличается непосредственностью и мастерством исполнения. Несмотря на миниатюрность, живопись смела и энергична. Особенно четко вылеплены голова и руки. Характеристика лица свидетельствует о силе, страстности, живости и, одновременно, мягкости характера модели. Богатый линейный и светотеневой ритм полотна, сдержанные пастельные тона в одежде и мастерская передача неяркими цветами фактуры дерева рождает в целом ощущение спокойствия и домашнего уюта.

Изображена в голубом платье с белым передником – форменной одежде воспитанниц Смольного института (3-й возраст).

Биография автора

Федотов П.А.

Федотов Павел Андреевич (1815, Москва – 1852, Петербург)
Живописец, рисовальщик, жанрист-портретист. Академик Императорской Академии художеств (с 1848).
Родился в Москве. Учился в Первом Московском кадетском корпусе (1826–1833), состоял на военной службе (1833–1844), был офицером лейб-гвардии Финляндского полка. С 1835 посещал с перерывами вечерние классы Академии художеств.
В 1843 вышел в отставку и целиком посвятил себя искусству, чему во многом способствовал И.А. Крылов. В 1843–1844 учился в батальном классе Академии художеств у А.И. Зауервейда, пользовался советами К.П. Брюллова. Вместе с гравером Е.Е. Бернардским работал над сюитой "Нравственно-критические сцены из обыденной жизни" (1848–1849).
Один из родоначальников критического реализма в русском изобразительном искусстве.


© Русский музей 2013-2024