|
Максимов В.М.
Холст на картоне, масло
38 х 38
Русский музей
Пост. в 1973 от А. А. Вильгельминовой
Максимову – признанному мастеру деревенской темы – все было важно в жизни кровно ему близких крестьян: их обычаи и поверья, их духовный мир, их трудности и горести, их повседневный быт, включая обстановку, которая их окружала. В 1869 году художник жил в деревне Чернавино, где им был исполнен целый ряд рисунков и живописных этюдов, многие из которых использовались мастером при создании законченных картин. Так, в частности, написанный в то время этюд с натуры „Красный угол в избе“ вошел в картину 1872 года „Семейная молитва“, за нее Максимова единогласно выбрали в члены Товарищества передвижных художественных выставок. Сохранился эскиз этой картины, созданный 9 декабря 1869 года. В нем мы видим тот же резной киот в углу и почти одинаково с этюдом расположенные вокруг него иконы. В этюде Максимов стремится как можно точнее изобразить красный угол в вечернюю пору, когда за окнами темно и скудный свет озаряет деревенскую горенку.
Теплый гармоничный колорит построен на внимательно прослеженных оттенках коричневого цвета и оживлен красными пятнами одеяний Христа, Богоматери и святых, освещенных зажженными светильниками.
Максимов Василий Максимович (1844, деревня Лопино Санкт-Петербургской губ. – 1911, Санкт-Петербург)
Живописец.
Учился в Императорской Академии художеств (1863-1866) у А.Т. Маркова. Академик живописи (с 1878). Член Артели художников П.А. Крестоносцева (1864-1865), член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1872). Участник выставок: в Академии художеств (1860-е), Товариществе передвижных художественных выставок (1871-1901, 1904-1912); Всемирной в Париже (1878); Всероссийской в Москве (1882) и др.