Русский музей
Дополненная реальность

 

Пожалован шубой с царского плеча. 1902

Рябушкин А.П.
Картон, масло
75 х 37

Русский музей

Пост.: 1912 от В.В.Беляева (с посмертной выставки А.П.Рябушкина в С.-Петербурге)

Аннотация

Андрей Рябушкин был влюблен в Россию ХVII века, в ее культуру, быт, традиции. В них он видел неисчерпаемый источник эстетических, философских и нравственных богатств, способных питать современное искусство. Эта влюбленность не обусловливалась поисками исторического идеала, поэтому нередко в работах Рябушкина проскальзывали юмористические и даже иронические ноты. В картине «Пожалован шубой с царского плеча» художник изобразил удачливого царедворца, только что отмеченного царским подарком. Розовощекое лицо, сияющее удовольствием и полное чувства превосходства над себе подобными, не может не вызвать улыбки. Но художник не стремится сконцентрировать на этом внимание. Он тщательно выписывает сложный узор на роскошной шубе, мастерски воссоздает переливы атласной материи. И это, безусловно, смягчает авторскую иронию.

Биография автора

Рябушкин А.П.

Рябушкин Андрей Петрович (1861, с. Станичная слобода Тамбовской губ. – 1904, имение ДидвиноНовгородской губ.)
Живописец, жанрист, иллюстратор.
Родился в с. Станичная слобода Тамбовской губернии в семье иконописца. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И.М. Прянишникова, В.Г. Перова, Е.С. и П.С. Сорокиных (1875-1882), в Императорской Академии художеств у П.П. Чистякова (1882-1890). Член "Общества художников исторической живописи". Преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1893-1895). С 1891 жил в Новгородской губернии, в имении "Приволье" (1891, 1901) и усадьбе Дидвино (1901-1904). Осуществил поездки по многим городам России, по Волге. Выезжал на лечение в Швейцарию на Женевское озеро, посетил города Германии: Дрезден, Мюнхен, Нюрнберг (1903). Участник выставок общества "Мир искусства" (с 1900) и "Союза русских художников" (с 1903).
Обратившись к историческому жанру, последовательно добивался все большей декоративной звучности колорита и яркой экспрессии мизансцен, где заговорили не только персонажи, но как бы сама бытовая среда, рождающая характерный для символизма и модерна эффект «сиюминутности» минувших времен. Среди его картин – «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895), «Семья купца в XVII веке» (1896), «Едут» (1901), «Пожалован шубой с царского плеча» (1902).


© Русский музей 2013-2021