|
После посещение Франции, ориентируясь на великолепие дворцово-парковых ансамблей короля Людовика XIV и мечтая создать «огород не хуже Версальского», Петр I в 1716 году пригласил в Россию знаменитого французского архитектора Жана-Батиста Александра Леблона. Прибыв в Петербург Леблон выполнил Генеральный план Трех Летних садов. На территории Первого парадного сада, сохранив планировку первоначального петровского замысла, архитектор значительно обогатил художественное убранство ансамбля. Тогда-то и был спроектирован вдоль Лебяжьего канала большой цветочный партер с фонтаном в центре.
К сожалению, скорая смерть Леблона в 1719 году не позволила воплотить этот грандиозный проект. Когда в 1726 году на берегу Лебяжьей канавки у Невы был построен 2-й Летний дворец для Екатерины I, естественно возникла необходимость устроить перед ним парадный партер, наподобие леблоновского.
В 1732 году вдоль невского берега Франческо Бартоломео Растрелли для императрицы Анны Иоанновны возвел на месте «Залы для славных торжествований» новый Летний дворец. Тогда же главный вход на территорию сада был устроен со стороны Большого луга (Марсова поля), для чего через Лебяжий канал перекинули подъемный мост, подводивший прямо к цветнику. Справа от моста открывался вид на амфитеатр с каскадом, построенный Растрелли. В центре эффектного орнаментального партера по проекту М. Земцова был устроен двухъярусный Коронный фонтан, по праву считавшийся самым нарядным в Летнем саду. Свое поистине королевское название он получил по форме струй, образующих композицию, похожую на корону.
Сегодня на берегу Лебяжьей канавки вновь появился партер с барочным узором. Украшенный вазами, скульптурами и воссозданным по земцовским чертежам Коронным фонтаном, он, как и прежде, создает образ интерьера великолепного дворцового зала под открытым небом.