Русский музей
Дополненная реальность

 

Вид из окна в Витебске. 1908

Шагал М.З.
Холст, наклеенный на картон, масло
67 х 58

Частное собрание, Санкт-Петербург

Аннотация

Одно из самых ранних полотен Шагала. Но в нем уже ясно выражены характер пластического таланта художника и его тематические предпочтения. Родной город Витебск изображен просто и похоже. Однако вид на него из распахнутого окна, цветная радуга над зеленым пространством придают этому произведению поэтичность и сказочность, всегда свойственные произведениям Шагала. Сам он в конце 1950-х годов, когда узнал, что «Окно в Витебске» находится в России, в коллекции Михаила Гордеева, писал ему: «Это окно из моей "комнаты" в Витебске с букетом, принесенным моей Бэллой» (цит. по: Петрова Е.Н. Из переписки Шагала // Марк Шагал. СПб: Palace Editions, 2005. С. 34).
Скорее всего, именно это произведение было показано в Петрограде в 1916 году на выставке «Современная русская живопись» (№ 124, «Вид из окна»*).

* В тексте даются ссылки только на первые прижизненные выставки Шагала, на которых экспонировались работы вошедшие в издание.

Биография автора

Шагал М.З.

Шагал Марк Захарович (1887, Витебск – 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция)
Живописец, график, художник театра, монументалист.
Родился в Витебске. Учился у Ю. М. Пэна в Витебске (1906), в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1907–1908), в рисовальных классах С. М. Зайденберга (1908), в школе Е. Н. Званцевой у Л. С. Бакста и М. В. Добужинского (1909–1910) в Петербурге, в Академии «Ля Гран Шомьер» в Париже (1910). В 1912 поселился в «Улье искусства» («Ла Рюш») в Париже, вошел в круг будущих мастеров «Парижской школы». С 1909 писал лирико-фантастические картины, создав свой самобытный мир образов, сотканный из памяти поколений, старинных еврейских верований и обычаев.
Комиссар по делам искусств в Витебске (1918–1919), основал там музей и Свободную мастерскую живописи, где преподавал с К. С. Малевичем, М. В. Добужинским. Работал в Государственном еврейском Камерном театре Москвы (1919–1920). С 1922 жил в Берлине, с 1923 – в Париже. С 1941 по приглашению Музея современного искусства – в Нью-Йорке. С 1947 – снова во Франции. Автор жанровых композиций, портретов, натюрмортов, пейзажей, книжных иллюстраций. Исполнил ряд больших графических работ. Занимался скульптурой и декоративно-прикладным искусством.


© Русский музей 2013-2021