|
Антокольский М.М.
Дерево
36,5 х 31 х 11
Русский музей
Пост. в 1939 из ЛЗК
Горельеф «Еврей-портной» – первая самостоятельная работа Марка Антокольского, исполненная во время обучения в петербургской Академии художеств. Она отличалась от традиционной академической скульптуры своеобразием сюжета и необычным построением горельефа, где полуфигура портного, вырезанная из пальмового дерева, размещена в раме окна. Скульптору удалось уловить выразительный и характерный жест рук, точно передать мимику лица. Одним из первых высоко оценил это произведение известный художественный критик Владимир Стасов. В 1864 году «Еврей-портной» был показан на выставке в Академии художеств, которая наградила скульптора малой серебряной медалью.
Антокольский Марк Матвеевич
(1842, Вильно – 1902, Бад-Гомбург, Германия)
Скульптор.Обучался в Императорской Академии художеств в качестве вольнослушателя у Н.С. Пименова и И.И. Реймерса (1862-1870). В 1871 получил звание академика за статую «Иван Грозный» (гипс, Кенсингтонский музей, Лондон). Жил в Италии (1871-1877) и Франции (1877-1902), ежегодно приезжая в Россию. На Всемирной выставке в Париже был награжден золотой медалью и орденом Почетного легиона (1878). С 1880 – профессор, с 1893 – действительный член Императорской Академии художеств, а также почетный член Парижской, Берлинской и Урбинской Академий художеств. Среди наиболее известных произведений, хранящихся в Русском музее – статуи «Иван Грозный» (1871, бронза), «Христос перед судом народа» (1878, бронза), «Спиноза» (1882, мрамор), «Мефистофель» (1883, мрамор), «Ермак» (1891, бронза); портреты С.П. Боткина (1874, мрамор), И.С. Тургенева (1880, гипс), императрицы Марии Федоровны (1887, мрамор), императора Николая II и императрицы Александры Федоровны (оба – 1896, мрамор). Созданные по его моделям монументы Петру I были установлены в Петергофе, Петербурге, Таганроге, Архангельске.